Эпопея с ботами, умеющими играть в Dota 2 лучше людей, началась около года назад. Очередным сюрпризом The International 2017 стал шоу-матч на центральной линии — легендарный Даниил «Dendi» Ишутин против первой версии OpenAI. Мидер NaVi проиграл обе карты.

OpenAI продолжал побеждать и дальше: лишь немногие, первым из которых стал шведский керри Pajkatt, смогли переиграть машину. В течение сезона бот продолжал оставаться отличным тренировочным симулятором для мидеров, которые переставали вестись на уловки соперника и пытались навязать компьютеру свою стратегию.

Несмотря на неописуемый восторг публики — проект поддержал даже Илон Маск, отметивший успехи в проектировании искусственного интеллекта — стоит признать, что тогда революции не случилось. Играть с ботом «1 на 1» приходилось по особым правилам; распознать многие уловки, предлагаемые игрой, компьютер еще не научился.

nerdsmagazine.com

Соло-режим изначально предусматривает победу того, кто лучше отточил именно механическую игру, практически не используя микро-гейминг. Поэтому вполне логично, что вычислительные мощности бота позволили ему получить преимущество; максимально эффективно задерживать крипов, грамотно использовать способности и правильно выбирать между нанесением урона оппоненту и золотом.

На линии компьютер действительно вел себя очень хорошо, упуская нить сражения лишь в той самой микро-игре. Талантливые дотеры раз за разом находили новые лазейки в программе — ИИ то не распознавал предметы, лежащие на земле, то не реагировал на пул крипов. Другое дело, что после игр бот анализировал матчи и играл новые, составляя нейросеть и самостоятельно исправляя ошибки; а это значило, что через год количество способов обыграть машину стремилось к нулю.

Однако авторы проекта OpenAI, окрыленные победой, замахнулись на нечто иное — стандартный матч «5 на 5». В течение года при поддержке Илона Маска программисты собирались совершить невозможное; казалось, что даже механическое превосходство в использовании скиллов и «позиционке» не позволит обыграть даже среднюю команду людей.

vk.com

Но на деле все оказалось иначе. В начале июня на YouTube-канале компании появилось видео — на нем боты показывают потрясающий уровень моделирования тимфайта и отыгрывают преимущество у тестеров, несмотря на провальный старт сражения. Кроме того, машина несколько раз в секунду просчитывала вероятность успеха того или иного действия и чаще всего оказывалась права. ИИ также сыграл со счетом 2:2 против довольно сильной пятерки дотеров.

Во время вчерашней игры Open AI также показал несколько интересных идей, которые вполне могут использовать и участники грядущего The International. Так, искусственный интеллект использует сильных героев на линиях, которые получают небольшое преимущество и собираются вместе для атаки на строения. Опытные комментаторы ошибались в разменах на линиях и явно не ожидали командного давления спустя десять минут игры, что позволило ботам быстро закончить игру.

Особого внимания заслуживает также распределение опыта и золота. За семь лет профессионального подхода к Dota 2 было установлено, что в команде должен быть фулл-саппорт, который действует без ресурсов и опыта — однако ИИ в ущерб кор-героям позволял саппортам в одиночку занимать линию, зарабатывая быстрый ультимейт или очередной предмет.

dotabear.com

Кстати, про предметы — компьютер считает, что гораздо эффективнее сразу покупать артефакты, которые поднимут статистические показатели героя. Частично именно это дало Open AI необходимое преимущество на линиях. Удивили зрителей также грамотные сражения, которые редко заканчивались в пользу комментаторов; нейросеть позволила ботам выбрать основные цели и моментально нейтрализовать их, затем раскрывая собственный атакующий потенциал.

В сухом остатке — уверенная победа 2:1, причем боты проиграли только последнюю игру, когда персонажей для игры выбирали зрители из зала. Да, пока еще триумф не полный: матч вновь проходил с небольшими ограничениями, а команду людей точно не назвать сильнейшей на планете. Но глядя на это, помарки (как и два одинаковых варда, поставленных ботами) кажутся мелочью, на исправление которых уйдет пара недель.

Победа ИИ в командной игре с миллионом вариантов, требующей постоянной коммуникации и проявлений человеческой мысли, значит очень многое — не только в мире Dota 2, но и в изучении научных возможностей подобных программ. Будущее уже тут?