По мере признания киберспорта официальным видом спорта сердца многих геймеров грела мечта об Олимпиаде — крупнейшем соревновании, которое должно было окончательно ознаменовать принятие компьютерных развлечений в большую спортивную семью.

Тем более, что пять лет назад Олимпийский комитет сам заинтересовался киберспортом; чиновники осторожно рассуждали о том, что ОИ должны и будут меняться вместе с потребностями современного мира. Выглядела подобная ситуация (особенно на фоне массового признания киберспорта в отдельных странах) очень радужно; однако со временем оказалось, что дальше разговоров дело не пойдет.

Более того, киберспортивный бум 2016-2017 годов почему-то окончательно отпугнул МОК. Пока к новым реалиям пытались приспособиться мировые бренды вроде Mercedes (ESL) и крупнейшие бизнесмены в разных странах (WESG, OWL, eSforce), Томас Бах сделал шаг назад. А потом — еще несколько.

twitter.com

Точкой отправления должен был стать показательный турнир в Бразилии, проведение которого запланировали в олимпийской деревне как раз во время основных соревнований летних ОИ-2016. Так называемым eGames пророчили успех, однако по мере приближения старта в киберспортивном коммьюнити зрело разочарование.

Стало быстро понятно, что даты проведения Игр совпадают с финалом The International и крупным турниром по CS:GO — переключить внимание на экспериментальный ивент организаторы не смогли. Вскоре был объявлен список из двух дисциплин; мобильные Smite и Super Smash Bros. в коммьюнити начали ценить только в этом году, а тогда пользователи встретили подобный анонс с легким недоумением.

Наконец, сам ивент прошел без какого-то внимания со стороны «старшего брата», да еще и в форме одного из мероприятий в Британском доме — больше было похоже на очередное развлечение для гостей. По итогам двух игровых дней канадцам в суматохе вручили золотые медали и отправили отдыхать, моментально забыв о eGames и перспективах киберспорта в целом.

twitter.com

Тогда все сошлись на том, что первый шаг к Олимпиаде не мог быть простым. Тем более, что на следующие Игры в технически развитой Японии у киберспортсменов были большие планы. И вновь появились проблемы — включать новую дисциплину в общий список оказалось слишком поздно, а чуть позже официальные лица прекратили разговоры и о показательных выступлениях в Токио.

Любопытно, что все это происходит на фоне эффективного сотрудничества киберспорта и Азиатских игр; неделю назад в Джакарте соревнования по шести дисциплинам вошли в список показательных и вызвали ажиотаж. Могло ли быть иначе, когда в Индонезию съехались лучшие игроки региона по League of Legends, StarCraft II и футбольному симулятору PES 2018 — самым популярным дисциплинам в Азии.

Стоит отметить, что важную роль в появлении компьютерных соревнований на 2018 Asian Games сыграл китайский проект WESG, ежегодно объединяющий сильнейшие сборные мира по основным киберспортивным дисциплинам. Именно WESG стал привлекать к участию спортивных чиновников и предложил поддержку на Играх — и теперь в 2022 году киберспорт войдет в общую программу Азиатских игр.

goodyfeed.com

То ли влияние WESG и других подобных проектов не распространяется на МОК, то ли западные чиновники изначально скептически оценивают компьютерный спорт — это пока остается загадкой, но киберспорт с каждым месяцем все дальше и дальше от основной Олимпиады. Еще в 2017 шли разговоры о расширении программы парижских Игр (2024), однако со временем киберспорт перевели в разряд показательных соревнований, а 3 сентября Томас Бах и вовсе призвал отказаться от подобных экспериментов.

«Компьютерные игры пропагандируют насилие и дискриминацию», заявил президент МОК, комментируя появление киберспорта на Азиатских играх. Лавируя между реальными единоборствами и виртуальными убийствами, Бах подчеркивает — реальный спорт является цивилизованным пониманием драк, а любой вид единоборств берёт своё начало от реальных драк между людьми. Не знаю, как в целом, но в киберспортивном сообществе его совсем не поняли.

twitter.com

На фото — все российские призеры последнего WESG. Два золота и бронза принесли России первое место в командном зачете, позволив опередить Китай

Резонанса, однако, избежать удалось — это не первое подобное заявление Баха. Сторонники киберспорта приводят в пример олимпийские виды (бокс, борьба), но получают в ответ одно и то же. При этом ОИ не стремятся поддерживать и другие виды — футбольные симуляторы, карточные стратегии, те же мобильные игры. Видимо, дело не только в жесткости (или совсем не в ней).

Со своей стороны киберспортсмены устали ждать подачек от МОК, регулируя стандартные для сферы процессы под интересы Игр. Пару месяцев назад английский комментатор Пол Чалонер заявил, что «ОИ не так нужны киберспорту, как киберспорт ОИ», подразумевая развитие компьютерных развлечений независимо от Олимпиады — теряющей авторитет главного спортивного турнира организации.

В МОК на такие выпады не отвечают — хотя тотальное отсутствие интереса к киберспорту на фоне описанных выше событий выглядят очень удивительно. Разговоры о статусе Олимпиады возникают давно, и сейчас воспитанное киберспортом поколение может задать МОК очередной логичный вопрос. Ответа на который у организации, скорее всего, нет.