Краудфандингом называют сбор средств на что-то, что интересует потенциальных инвесторов, – от записи нового альбома группы до масштабных научных исследований.

Именно из-за интереса тысяч игроков по всему миру, вкладывающих свои деньги в The International по Dota 2, многие критикуют дисциплину от компании Valve – отсутствие потолка краудфандинговой кампании доводит призовой фонд одного (хоть и самого главного) турнира до небывалых высот.

За последнее, 16-е, место на TI участники порой получают больше, чем за несколько серьезных побед на коммерческих турнирах. И это при том, что призовой фонд пополняют лишь 25 процентов вложений. Что же заставляет «дотеров» каждый год откладывать деньги, чтобы поддержать турнир по любимой игре?

Первый компендиум появился пять лет назад, перед стартом The International 2013, скорее, в качестве эксперимента. В игре тогда катастрофически не хватало контента, а подобный шаг стал словно глотком свежего воздуха – геймеры получили нового курьера, насмешки для основных персонажей, уникальные предметы с крутыми эффектами и некоторые другие бонусы.

Особенно порадовал игроков онлайн-справочник по состязаниям, где можно было получить информацию о командах, сделать прогнозы и выбрать участников матча «Всех звезд» TI3. Кроме того, внутри самой игры Valve удалось создать отличную атмосферу причастности – каждый покупатель ощущал себя кем-то особенным, имеющим отношение к одному из главных киберспортивных праздников.

Тогда Valve удалось поднять призовой фонд чемпионата мира по Dota 2 до отметки 2 874 380 долларов – то есть почти в два раза. В сообществе сей факт посчитали потрясающим успехом, но через год ситуация оказалась совершенно иной. Летом 2014-го участники потратили уже более 37 миллионов, а разыгрываемая про-игроками сумма впервые стала восьмизначной.

Результатом этого процесса стали грамотно сделанные в Valve выводы из первой краудфандинговой кампании. Во-первых, в 2013 году удачно сработали все цели – по достижении определенной круглой суммы все владельцы компендиума получили дополнительные бонусы. Это давало мотивацию, но новых игроков привлечь не могло. Ведь некоторые создавали другие учетные записи, чтобы еще раз купить компендиум и получить бонусы, но этим дело и ограничивалось.

Кто-то привык тратить деньги на онлайн-игры, и в 2014-м ограничивать их в Valve уже не стали. Теперь компендиум получил уровни, которые можно было увеличивать как за счет «донатов», так и за счет действий внутри игры. Победить в матче, правильно угадать победителя TI, поставить в профиль значок любимой команды – каждое из этих действий повышало уровень, раскрывая новые бонусы. Разумеется, имелся и другой путь: получить все бонусы можно было и за дополнительную плату.


В прошлом году одним из бонусов стал курьер в виде краба, с каждым уровнем получающий дополнительные визуальные эффекты.

Общий призовой фонд The International 2014 составил 10 923 977 долларов (!), что стало главным аргументом в пользу новой стратегии Valve. Теперь тактику «позвольте игрокам тратить столько, сколько они хотят» используют многие разработчики, а авторы Dota 2 очень грамотно поработали с имеющейся статистикой. Оказалось, что около 75% «дотеров» не остановились на одной покупке, а тратили деньги на уровни или сокровищницы.

Призовой фонд возрастал с каждым годом – Valve ввела коллекционные карточки игроков и фэнтези-лигу. Вместе с компендиумом продавали дополнительные сундуки. Уровней становилось всё больше, крутые награды становилось получать всё сложнее, и сейчас разработчики Dota 2 намного активнее склоняют геймера к следующим покупкам, хотя и не забывают о простых покупателях.

В прошлом году призовой фонд составил уже почти 25 миллионов долларов, а его владельцы получили доступ к новому игровому режиму, погодным условиям и ряду решений по развитию игры (например, голосование за кастомизацию одного из героев). Разумеется, авторы Dota 2 засыпали участников рядом визуальных и звуковых изменений, каждое из которых получило большой успех.

Компендиум 2018-го вышел чуть меньше месяца назад и уже увеличил призовой фонд чемпионата мира до 12 745 058 долларов. Судя по графикам роста, следует ждать нового рекорда в киберспорте. И это несмотря на то, что Valve почти ничем не удивила игроков – в новом Battle Pass (теперь бонус получил новое название) по большей части используются успешные фишки предыдущих лет.

Важно понимать, что компендиум всё еще дает преимущества, которые хотел бы получить любой игрок – но в то же время Valve не ставит границ между обычным геймером и тем, кто вновь решил поддержать развитие киберспорта. Тот, кто не желает тратить деньги на игрушки, не почувствует себя обделенным, ведь бонусы с TI не меняют «геймплей» и не дают никакого преимущества. Скорее, они остаются приятным улучшением графики и звука – и это самое важное.

Иван НОВИКОВ