Отпочковавшись от скоростного бега на коньках, дисциплина, которую с конькобежцами роднил только лёд, сначала была сухой и сугубо технической. Мастерство спортсменов состояло в рисовании лезвиями коньков на льду разнообразных фигур – восьмерок, троек, петель, крюков, скобок, и т.д.

Основным двигателем технического прогресса фигурного катания была Англия, где в XIX веке в клубах фигуристов развивалась теория катания, придумывались и описывались «фигуры», издавались учебники и популярные статьи. В других странах фигурное катание также развивалось, особенно высок интерес был в Канаде и в США, но именно «британский» стиль долгие годы насаждался как эталонный.

Фигурное катание было ещё очень далеко от того, что мы привыкли видеть в этом виде спорта. Скажем откровенно, первые соревнования фигуристов были довольно скучным мероприятием. Но участники и не претендовали на какой-либо зрительский интерес: в то время спорт был уделом элиты, которая могла себе позволить выезжать для тренировок и соревнований на горнолыжные курорты, где также заливались катки.

Катание чопорных англичан отличала прямизна постановки тела, развернутые плечи, движение на прямых ногах, прижатые к телу руки и сближенное положение ног. «Кочерговая элегантность», а также то, «что этот стиль имеет характер напыщенный, деревянный и лишенный всякой грации» привели к тому, что фигуристы из других стран пошли своим путем и изобрели так называемый «небританский», международный стиль катания, на который в начале ХХ века перешли и многие английские спортсмены.

Революционеры

Первым от британских канонов отошел американец Джексон Хейнс. Обладая не только конькобежной, но и балетной подготовкой, он перенес танец на лед, создавая художественные программы под музыкальное сопровождение. Он же первым стал не просто закреплять лезвия ремнями на обуви, а намертво прикручивать их к подошве сапог, чтобы обеспечить себе большую устойчивость и свободу движений.

Стиль катания Хейнса не был принят в Америке, а вот в Европе шоу американца под живую музыку встречали с восторгом. После его выступлений стало понятно, что фигурное катание – не только удел мужчин-одиночников, что танцевать на льду можно и в парах. Джексон умер от туберкулеза в возрасте 35 лет, в 1875 году, успев за 11 лет предопределить дальнейший путь любимого вида спорта. Через сто лет, в 1976-м, имя фигуриста-революционера было внесено в Зал славы мирового фигурного катания.

Перед Первой мировой войной фигурное катание находилось уже на достаточно высоком уровне развития, спортсмены продолжали изобретать новые элементы и выразительные средства, а имена Ульриха Сальхова, Вернера Риттбергера и других фигуристов превратились в нарицательные.

После 1921 года во всех видах фигурного катания начали доминировать австрийцы, но автором следующего качественного прорывом стала одиночница из Норвегии Соня Хени. Отец девочки хотел сделать из нее спортивную знаменитость и нанимал для дочери лучших специалистов. Соня имела великолепную подготовку, она занималась не только фигурным катанием, но и плаванием, беговыми лыжами и теннисом, а также училась классическому балету у прославленных педагогов.

Разностороннее физическое развитие, невероятный для того времени технический арсенал, перенос балетной школы на лед, целенаправленное применение хореографии в программах, симбиоз спорта и искусства – все это сделало из Сони не просто знаменитость, а сенсацию в мире фигурного катания. В 15 лет в 1928 году Хени выиграла свою первую Олимпиаду, и позже к этой медали добавятся еще два «золота» Игр (1932, 1936). Также норвежка десять раз становилась чемпионкой мира с 1928 по 1936 год. И именно Соня Хени стала первой фигуристкой, начавшей выступать в короткой юбке.

Соревнования одиночников, мужчин и женщин, включали в себя техническую программу – исполнение более четырех десятков обязательных фигур на льду без музыкального сопровождения, а также произвольную программу, где фигуристы могли демонстрировать фигуры, скольжение, прыжки и вращения.

В катании пар высоко ценилась синхронность движений партнеров и слаженность при исполнении фигур. Вообще, парное катание тогда считалось видом «для пожилых», в основном нужно было красиво, плавно и в унисон скользить. Но именно в период 20-30-х годов началась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов», которая через несколько десятилетий разделит выступления дуэтов на две дисциплины — танцы на льду и парное катание. А тогда передовые пары только изобретали прообразы современных поддержек и выбросов, но чаще не находили благосклонности у судей.

«Золотой век»

После почти десятилетнего перерыва, связанного со Второй мировой войной, в конце сороковых годов соревнования по фигурному катанию возобновились и продемонстрировали удивительный прогресс спортсменов.

Американцы, переосмыслив новаторский подход Сони Хени и взяв на вооружение хореографию, технически усложнили свои программы, наполнили их многооборотными прыжками, зрелищными элементами и стали доминировать на мировой арене. Цельные, динамичные программы с невиданными трюками нравились публике гораздо больше академичного выписывания фигур, и болельщики повалили трибуны.

Американская школа фигурного катания могла еще долго продолжать диктовать моду, но страшная авиакатастрофа изменила расстановку сил. В 1961 году команда США, создаваемая с прицелом на Олимпиаду-1964, погибла, направляясь на ЧМ-1961. На борту находилось 18 фигуристов, пять тренеров, трое судей и менеджер сборной. По стечению обстоятельств, чемпионат США-1961 по фигурному катанию стал первым в истории, который транслировался по телевидению на всю страну. Америка увидела, полюбила и тут же потеряла своих любимцев.

Продолжение следует…