Топ-15 прокатов российских фигуристов в сезоне 2018/2019 и Медведева vs Загитова в латексе

Этери Тутберидзе: дорогой победителя, часть 1

Этери Тутберидзе: дорогой победителя, часть 2

Балет, балет, балет…

Нужно отметить, что Этери Георгиевна из поколения тех советских детей, которые росли с телевизором. И как раз в то время, когда ребенок уже способен сознательно воспринимать искусство, на черно-белом экране транслировались балеты и телеспектакли: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Галатея», «Спартак», «Кармен-сюита», «Дон Кихот» и другие.

СССР в области балета был впереди планеты всей, а блистательные Плисецкая, Максимова, Васильев и Лиепа танцевали неподражаемо. Чуть позже на киноэкраны вышел фильм «Анна Павлова», и, если балет уже был у зрителей всей страны в сердце, то после этой ленты он остался там навсегда.

В одном интервью Этери Тутберидзе сказала, что в тренерской карьере она все собирает и складывает по камушку, по кирпичику. Идея переносить балетные партии на лед была у нее всегда, долгое время не было исполнителей: после возвращения в Россию из США Этери Георгиевна набрала в 1999 году группу детей трех лет и начала с ними работать с самых азов.

А через 20 лет две балетные партии – «Черный лебедь» и «Дон Кихот» – в 2018-м приведут Алину Загитову и ее тренера Этери Тутберидзе к олимпийскому «золоту».

По камушку, по кирпичику…

Первая балетная программа у ученицы Этери Георгиевны появилась только через десять лет: в сезоне-2009/2010 Юлия Липницкая, в первый год перехода к Тутберидзе, в произвольном прокате исполняла «Дон Кихота» Минкуса в постановке Николая Морозова, и тогда же появилась первая версия красного платья с перчатками.

Другое характерное красное платье с мягкой юбкой-пачкой будет обкатано в «Коробейниках» Полины Шелепень в сезоне-2010/2011.

Примерно в это же время, в 2010-2011 годах, несколько балерин для исполнения партии Китри в «Дон Кихоте» выйдут в красных одеяниях, отойдя от классического прочтения костюма. Стоит отметить, что женские партии этого балета за сто лет танцевали и в белом, и в черном, и в черном с красным, и в красном с черным, но полностью красная пачка, расшитая золотом, появилась на сцене только в XXI веке.

В конце 2000-х Этери Тутберидзе идет дорогой проб и ошибок, ее программы еще не всегда на 100% попадание в цель, спортсменок в группе немного и приходится работать с тем, что есть.Вариант платья «Красная балерина» версия 2.0 появляется в сезоне-2013/2014. В нем Женя Медведева в свой первый юниорский год катает короткую программу в постановке Этери Тутберидзе под композицию Ballet Russe Франка Миллза. Несмотря на то, что костюм, музыка, хореография и Евгения существуют сами по себе, с этой программой фигуристка становится третьей в финале Гран-при и на чемпионате мира в своей возрастной категории.

Несмотря на то, что с Юлией Липницкой пробовались разные постановки на классические сюжеты, было понятно, что балет – все же не ее тема. В олимпийский сезон-2013/2014 Этери Тутберидзе и Илья Авербух ставят Юлии короткую программу «Не отрекаются любя» и произвольную – «Список Шиндлера», которые сделают ее олимпийской чемпионкой и всемирной знаменитостью.Интересно, что «девочки в красном пальто» могло бы и не быть – тренерский совет ФФККР возражал против такой серьезной темы и музыки для 15-тилетней фигуристки, Тутберидзе еще не обладала незыблемым авторитетом, и программу удалось отстоять только благодаря поддержке Авербуха.

По шажочку, по заходу, по вращению, по прыжку Этери Георгиевна продолжает собирать в голове идеальный образ – спортсменок, программ, прокатов. В сезоне-2015/2016 в красном выступает еще одна фигуристка из «Хрустального» Полина Цурская, победив в финале юниорского Гран-при и взяв «золото» на Юношеских Олимпийских играх.

В сезоне-2016/2017 красная пачка переходит по наследству к Алине Загитовой. В ней она исполняет произвольную программу «Дон Кихота» Минкуса в постановке Этери Тутберидзе, выигрывает все главные юниорские турниры, а на чемпионате России-2017 уступает только Евгении Медведевой.

Интересно, что это не первый случай «донашивания»: в платье, в котором Евгения Медведева выступала в сезоне-2014/2015, каталась и дочь Этери Тутберидзе, Диана Дэвис в сезоне-2015/2016.

В олимпийском сезоне-2017/2018 красная пачка перерождается в очередной раз. Алине Загитовой на основе обкатанного «юниорского» костюма создают «взрослую» версию «Красной балерины» для исполнения прежнего «Дон Кихота», а для новой короткой программы «Черный лебедь» шьют новый костюм, но тоже с пачкой.

Как рассказывала после Олимпиады-2018 дизайнер Ольга Рябенко: «Сейчас, после триумфа Алины Загитовой, всем, понятно, нужны пачки. Хотя раньше тренеры их очень не любили – торчащая юбка мешает прыжку, создает эффект парашюта. Кроме того, фигуристка не видит под ней своих ног. Некоторые из-за этого даже на льду стоять не могут – голова кружится. Чтобы подготовиться к олимпийскому старту, Алина два месяца тренировалась в пачке».

От «Дон Кихота» Липницкой до «Дон Кихота» Загитовой прошло десять лет. Этери Тутберидзе создает программы, как художник – картину: подбирая краски, материалы, создавая десятки, сотни эскизов и набросков. «Лебединое озеро» в черно-белом платье до Загитовой катала Полина Шелепень, Джульетту в голубом с серебром до Косторной – Юлия Липницкая, Кармен в черно-красном до Загитовой – опять же Юлия Липницкая. Какой будет следующая Китри, Жизель, Раймонда, Анна Каренина, Коппелия, Одетта, Нина Арбенина, леди Макбет, Сильфида или Шамаханская царица?

Для болельщиков счастье, что Этери Тутберидзе всего 45 лет, и что ее стремление к совершенству неутолимо. Счастье, что в ее распоряжении теперь есть разноплановые, разнохарактерные, разнофактурные фигуристки, с которыми она может действительно творить, ставя каждый сезон десяток программ-жемчужин. Пусть еще пройдет 10-20-30 лет, но она точно поставит все идеальные программы из своей головы и добьется идеального проката. А камней и стаз Сваровски на костюмы Этери Георгиевна отсыплет щедро или, наоборот, сметет недрогнувшей рукой, если они будут мешать воплощению ее замысла. Потому что она и ее тренерский штаб – это и есть тот Пигмалион, который раз за разом создает Галатею, зовут ли ее Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Алина Загитова, Анна Щербакова, Александра Трусова, Майя Хромых, Камила Валиева, Софья Акатьева или Вероника Жилина.

А платье «Красная балерина» 3.0 продолжает свой путь. После Олимпиады-2018 в нем (вернее, в его собачьей версии) не раз на телеэкранах и в ледовых шоу блистала акита-ину Масару, питомец Алины Загитовой.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

12 апреля — День космонавтики ?, и мы с Масару ? в этот великий день будем в гостях у @urgantcom ??? на @1tv ??❤ Смотрите @vecherniy_urgant сегодня в 23:25 на Первом!!! …и до скорой встречи на новом ледовом шоу «Чемпионы на льду» в Краснодаре уже в следующие выходные ⛸❤⛸ April 12 is the International Day of Human Space Flight ?, and tonight me and Masaru ? will attend the most popular Russian TV show @vecherniy_urgant ??? at @1tv ??❤ …and see you at the new Ice Show of @tutberidze.eteri «Champions on the Ice» next weekend April 20-21 in Krasnodar ⛸❤⛸ 4月12日は、国際有人宇宙飛行デーです?そして、今夜、私とマサル?はロシアで最も有名なTV番組 @vecherniy_urgant ???に出演します! @1tv ??❤にて放送予定です。来週の20、21日、クラスノダールで開催予定の新たなアイスショー @tutberidze.eteri «Champions on the Ice”で皆様にお会いできることを楽しみにしています⛸❤⛸ #прекрасноенастроение #вечернийургант #urgantshow #первыйканал #1tv #figureskating #донкихот #donquixote #акитаину #akitas #akitainu #masaru @shiseido #prada #マサル #秋田犬 #日本 #愛してる
Публикация от Alina Zagitova (@azagitova) 12 Апр 2019 в 7:54 PDT

В июне 2019-го, на показательных выступлениях первого чемпионата мира среди юниоров по художественной гимнастике, трехкратная чемпионка Лала Крамаренко исполняла в красной пачке танец с веером.

А «Красная балерина» продолжает победное шествие, теперь уже в виде лимитированной коллекции AkitaInu, созданной японским брендом Uniqlo. Масару Загитовой, вернее, ее мультяшный образ, украшает коллекцию футболок и свитшотов. Часть вырученных средств будет пожертвована Akita Dog Preservation Society на сохранение собак породы акита-ину.

Пусть костюм «Красная балерина» не самый дорогой по стоимости материалов, пусть его не создавал кутюрье с мировым именем «Валентино» или «Вера Вонг». Но для Этери Тутберидзе и Алины Загитовой эта красная пачка – символ пройденного непростого пути, того самого, который мостится для следующего шага перед собой по камушку. И можно с уверенностью сказать, что в фигурном катании больше нет ни одного платья с такой же длинной и славной историей.