Времена, когда названия домашних стадионов считались неприкасаемыми, ушли в историю.

В Испании такой процесс запустился с «Атлетико». Еще задолго до проекта «Метрополитано» было известно, что главным инвестором новой арены станет «Wanda Group». Не так давно владелец компании Вань Цзянлинь контролировал 17% акций мадридского клуба, поэтому все было предельно ясно.

Конечно, болельщикам подобная идея не пришлась по вкусу, но даже они в скором времени поняли, что так будет лучше для всех. В конце концов, именно благодаря финансовым вливаниям (и, конечно, образцовой работе Диего Симеоне) «Атлетико» способен навязывать конкуренцию «Реалу» с «Барселоной» внутри страны и брать титулы на международной арене.

Если мадридцы, скрепя сердцем, приняли стратегические нововведения, то фанатам «Вильярреала» вообще не было смысла поднимать бучу. Дело в том, что с недавних пор родной стадион команды «Эль Мадригал», который когда-то принимал полуфинал Лиги чемпионов, переименовали в «Керамику» с последующей реконструкцией.

Почему все прошло слишком гладко? Потому что клуб из Кастельона еще с прошлого века контролирует авторитетный функционер Фернандо Роиг, считающийся королем Испании в области обработки и переработки керамических изделий. Он запомнился введением крайне грамотной политикой, в результате чего довольно скромный по тем меркам коллектив превратился в завсегдатая еврокубков.

Но в целом, как ни крути, а «Ванда Метрополитано» и «Керамика» – это не очень агрессивное поведение со стороны клубных спонсоров «Атлетико» и «Вильярреала», потому что в их сотрудничестве виден глобальный результат. Современный футбол требует огромных денег, поэтому логично, что компетентные люди делают все возможное, чтобы найти дополнительный источник доходов.

Керамика, Стадион Вильярреала
as.com

Другой вопрос, что в погоне за постоянным увеличением бюджета не стоит забывать и о культурных атрибутах, позволивших клубам стать теми, кем они являются сейчас. Здесь очень красноречивым примером выглядит ситуация вокруг стадиона «Реал Сосьедада», что привлекло внимание всей Испании.

Представьте, что баски на протяжении длительного времени выступали на легендарной «Аноэте», уничтожали здесь «Реал», «Барселону» и «Атлетико», выходили в групповой раунд Лиги чемпионов. «Аноэта» — звучало респектабельно и уважительно, сразу же ассоциируясь с суровыми хозяевами, способными обыграть на домашней арене кого угодно. Теперь же сан-себастьянцы буду играть на арене «Реале Сегурос». Простите, что? Кто-нибудь вообще слышал, что собой представляет это странное словосочетание?

Нет, в пределах Испании «Реале Сегурос» является довольно приличной страховой компанией, а 6-летний контракт с «Реал Сосьедадом» обяжет ее увеличить количество мест на стадионе (СМИ пишут, что теперь арена будет вмещать 40 тысяч болельщиков). Тоже похвальная идея, если не учитывать перманентные проблемы с посещаемостью.

Но как теперь команда из Сан-Себастьяна будет выступать не на благозвучной «Аноэте», а на «Реале Сегурос»?

Ребрендинг ждет «Реал» и «Барселону»

Не думайте, однако, что так свои дела ведут только клубы средней руки и «Атлетико». Все указывает на то, что в ближайшем будущем футбол окончательно разделится на богатых и бедных, где первые будут играть в Суперлиге, а вторые – просто влачить жалкое существование. И где искать новую статью доходов, как не в самих наименованиях столь величественных стадионов?

Еще на подписании контракта с титульным спонсором «Fly Emirates» президент «Реала» Флорентино Перес, как передает всезнающая газета «Marca», обронил скандальную фразу: «Мы думаем над тем, чтобы переименовать «Сантьяго Бернабеу» и добавить к имени нашего стадиона название арабских авиалиний, нефтяного концерна «Cepsa» или «Microsoft». Сделаем, как им будет угодно».

Не секрет, что Перес спит и видит, как превратить клуб в самый популярный бренд в мире. И для этого он готов приобретать любых звездных игроков вроде Кака, Криштиану Роналду и Эдена Азара, что, в свою очередь, требует финансовых вложений. И ради такого Перес, не сомневайтесь, пожертвует полной надписью или ее частью над белым храмом мадридцев.

У «Барселоны» в этом плане ситуация обстоит как-то слишком запутанно. И вопрос здесь не в приверженности к идеалистическим ценностям идентичности названия, а просто потому что у каталонцев нет стабильного спонсора. Если некоторое время назад «сине-гранатовых» спонсировал «Qatar Airways», то последние годы они плодотворно работают с японцами из «Rakuten».

Иными словами, задача переименовать «Камп Ноу» пока не стоит на повестке дня. Впрочем, не приходится сомневаться в следующем: если президент «Барселоны» и дальше продолжит взрывать трансферный рынок дорогущими приобретениями Филиппе Коутиньо, Усмана Дембеле и Антуана Гризманна, то ему ничего не останется, кроме как выезжать за счет дополнительных поступлений.

Мода на переименования стадионов может не нравиться. Но ее время уже наступило.