#ProstoProSport рассказывает о главных правилах «спорта для домохозяек».

Каким бы успешным ни был российский керлинг, сначала он будет ассоциироваться с привлекательностью отдельных спортсменок. На Олимпийских играх в Ванкувере этаким символом была Людмила Прививкова, через четыре года в Сочи «звание» перешло к Анне Сидоровой, а во время последней Олимпиады в Пхенчхане международные СМИ называли Анастасию Брызгалову готовой «девушкой из фильмов о Джеймсе Бонде». Даже лишение медали в дабл-миксте из-за положительной допинг-пробы у партнера (и одновременно мужа) не очень сильно ударило по возросшему числу ее поклонников.

Наверняка такая известность данных спортсменок в сумме с достижениями национальных команд (женская сборная на пяти последних чемпионатах мира попадала в тройку призеров, а смешанные дуэты брали на аналогичных стартах две золотые медали) и сделала этот вид чем-то большим, чем «спорт для домохозяек с непонятными правилами». Фраза «где поиграть в керлинг» теперь не кажется сумасшествием благодаря внедрению площадок в очень доступные для населения места (торговые центры, например), а правила игры уже не выглядят такими неперевариваемыми.

Виды керлинга

Во Всероссийский реестр видов спорта занесены четыре дисциплины:

  • Керлинг

Заявка от каждой команды – четыре игрока и один запасной. Но допускаются и ситуации, когда участвуют три человека. Если основной игрок пропускает начало матча – либо его заменяет резервист, либо команда играет в урезанном составе. Такие же шаги применяются, когда один из четверки керлеров выбывает по ходу игры. А играть составом менее трех человек уже нельзя.

  • Керлинг-микст

Количество участников от команды – такое же, как и в стандартном керлинге, но исключены запасные игроки и должно соблюдаться равноправие полов (двое мужчин и две женщины).

  • Керлинг — смешанные пары

Этот вид еще называют дабл-микст. Все ясно из названия – каждая команда представлена двумя игроками разных полов. Также приходится обходиться без запасных.

  • Керлинг на колясках

Дисциплина, включенная в программу Паралимпийских игр, похожа на микст стандартного и смешанного керлинга. Из первого вида взят регламент по заявке команды (четыре игрока на льду и один в запасе), а из второго – наличие в составах и мужчин, и женщин. Главная особенность – нет строгого правила выпускать их на лед в равном количестве. Но на площадке должны присутствовать представители обоих полов. Самая используемая формула заявки – трое мужчин и две женщины, одна из которых внесена как запасная.

 

Правила керлинга

Размеры игровой площадки – 45 метров в длину и 5 метров в ширину. Игровой камень должен быть высотой не больше 11,43 сантиметра и весить в диапазоне от от 17,24 до 19,96 килограмма. Во всех видах, кроме керлинга на колясках, игроки пользуются щетками. К ним тоже есть ограничение: они должны весить не больше 300 грамм.

Щетками натирают лед во время движения камня, чтобы направить его в нужную точку. Этот процесс еще называется свип. Такое слово зритель слышит почти после каждого броска в игре.

А еще щетки могут стать причиной технического поражения.

  • Если игрок делал свип не своей щеткой.
  • Если керлер заменил насадку без разрешения судьи.
  • Если спортсмен, вышедший на замену, взял новую щетку, а не оборудование замененного партнера.

У колясочников нет щеток, свип в их дисциплине запрещен. Зато для совершения броска они могут пользоваться специальным приспособлением, которое называется экстендер.

Продолжительность

Игра состоит из эндов. В стандартном керлинге команды проводят десять периодов, в остальных видах – восемь. Каждой команде отводится на всю игру определенное количество времени для выполнения всех бросков.

  • Керлинг (стандартный и на колясках) – 38 минут
  • Керлинг (смешанные команды) – 30 минут
  • Дабл-микст – 22 минуты

Разный хронометраж прописан и на случай экстра-энда (дополнительного периода)

  • Керлинг (стандартный и смешанный) – 4 минуты 30 секунд
  • Дабл-микст – 3 минуты
  • Керлинг на колясках – 6 минут

Время броска начинается после того, как все камни остановились или пересекли заднюю линию дома (в терминологии керлинга называется бэк-лайн) и соперники освободили площадку. Отсчет заканчивается, когда игровой снаряд пересекает линию центра дома (ти-лайн) в игровой зоне – то есть там, где находятся брошенные камни. В керлинге на колясках это происходит при касании зачетной линии (хог-лайн). Если команда использовала все предоставленное время до выполнения последнего броска – она получает техническое поражение.

Возможен еще один вариант досрочного завершения – если проигрывающая команда признает, что не может отыграться. Но необходимо, чтобы матч был отыгран более чем наполовину, и наступила очередь бросать со стороны отстающих. В играх из 10 эндов команды должны провести минимум шесть (групповой этап) или восемь (плей-офф) периодов, а при восьми эндах – шесть.

 

Броски

Для определения, какая из команд будет бросать первой, перед началом матча проводятся тестовые постановочные броски. Их выполняют по два игрока с каждой стороны. Первый бросок совершают с вращением по часовой стрелке, второй – против. Расстояния, на которые были брошены камни, суммируются, и команда с наименьшим результатом получает право выбрать, в каком порядке бросать в первом энде. При одинаковых показателях используется жребий.

Команда выполняет за энд восемь бросков (каждый из четверки игроков бросает дважды). Только в дабл-миксте количество попыток меньше – пять. Здесь один из игроков делает первый и последний бросок, второй – остальные три. В командном миксте обязательно чередование полов, то есть после мужчины должна выходить женщина и так далее.

Если команда играет в составе из трех человек – два игрока, бросавших первыми, будут вступать в игру трижды. У третьего керлера их останется два. В смешанных командах в таких случаях должно сохраняться чередование (например, мужчина-женщина-мужчина).

Команды должны выбрать очередность бросающих игроков до начала матча и придерживаться этого плана всю игру. Если порядок будет сознательно нарушаться – грозит техническое поражение.

У бросков в керлинге есть специальные названия. Все они пришли из английского языка.

  • Дро – камень по пути не задевает остальные и становится в дом
  • Клир – камень выбивает снаряд соперника и сам выходит из игры
  • Стей (или хит-энд-стей) – камень выбивает снаряд соперника и занимает его место в доме
  • Тэйк-аут – камень выбивает из дома снаряд соперника. Может быть двойным, когда выбивается два камня
  • Тэп-бэк – удар с целью подвинуть камень соперника в доме
  • Хит-энд-ролл – похож на стей, но отличается тем, что брошенный камень, выбив оппонента, перемещается на другую позицию

Бросок считается выполненным, если камень в зоне выполнения удара пересек линию центра дома (у колясочников – зачетная линия). Игрокам разрешено делать свип только с введенным в игру снарядом. Когда тот достигает ти-лайн, свипать могут и соперники.

Роли в команде

В четверках игроки получают конкретные функции.

  • Скип – капитан команды, руководит действиями на льду, в каждом энде выходит на два последних броска
  • Вице-скип – заменяет капитана при его бросках
  • Лид (первый номер) – наносит первые броски в энде
  • Второй номер – бросает после лида
  • Свиперы – игроки, которые натирают лед после броска партнера по команде

У микст-дуэтов роли скипа и свипера исполняют оба игрока – в зависимости от ситуации на льду.

Начисление очков

В конце каждого энда команда может набрать по одному очку за каждый камень, находящийся либо в центре дома, либо ближе к нему, чем снаряд соперника. Возможны ситуации, когда для определения преимущества используют специальный измерительный прибор. Если и этот способ не выявил победителя энда – присуждается нулевая ничья. Итоговый счет периода оговаривается скипами.

Если после завершения всех эндов в матче выявлен ничейный счет – назначаются дополнительные периоды (экстра-энды) до первого набранного балла.

Команды могут зарабатывать очки и дисциплинарными решениями.

  • Если соперник задержал начало игры на 15 минут – команда получает одно очко (первый энд считается сыгранным)
  • Если соперник задержал начало на 30 минут – два очка (первый и второй энд считаются сыгранными)

Также в этих случаях участники, которым присудили очки, получают возможность выбора первого или второго броска в энде.

Если задержка составила больше получаса – сопернику засчитывают техническое поражение.

Максим Шитиков