История Даниила Квята в беспощадном мире «королевских гонок» уникальна и фактически беспрецедентна.

Внезапное появление в «Торо Россо» в 2014-м, быстрый взлет в «Ред Булл» в 2015-м, стремительное падение обратно в «Торо Россо» в 2016-м, почти мгновенное забвение в 2017-м, неожиданное возвращение в «Феррари» в 2018-м и аккуратный полет в «Торо Россо» в направлении светлого формулического будущего в 2019-м… Так не бывает, но в случае с Даней именно это и произошло.

Сложно себе представить, насколько тяжело пришлось Даниилу психологически. Неудача в большом спорте приносит много боли. Неудача в Формуле-1, когда ты – один из всего 20-ти боевых пилотов на стартовой решетке, и к тебе приковано внимание более полумиллиарда поклонников этой серии во всем мире, – это многомиллионно умноженные болезненные ощущения, от которых срывает мозг и эмоции.

Как все начиналось

Юный Даня Квят здорово выступал в картинге, что не ускользнуло от зоркого глаза Доктора Хельмута Марко – вершителя судеб пилотов в системе «Ред Булл». В 2013-м в 19-летнем возрасте Даниил завоевал чемпионское звание в серии GP3. Благодаря этому титулу он заработал место в составе «Торо Россо», младшей команды «Ред Булл» в Формуле-1.

Дебютный сезон-2014 получился для него вполне успешным, так что переход в основную команду в следующем году был ожидаемым и неминуемым. В «Ред Булл» Квят занял место Себастьяна Феттеля, завоевавшего с австрийской командой четыре чемпионских титула. Никакого давления, правда? Но Даниил выступил шикарно: во-первых, в 19-ти гонках 14 раз заработал очки; во-вторых, обошел по баллам Дэниэла Риккардо, партнера по коллективу. Все шло по плану Доктора Марко.

Внезапный сбой

Но в 2016-м план дал сбой. Начало сезона и первые четыре гонки у Квята получились нехарактерно грязными. В Китае он заработал кличку «торпеда» от Феттеля, поскольку использовал свой болид в качестве боевого снаряда. А в следующей же гонке в Сочи повторное торпедировение привело к досрочному сходу немца и финишу россиянина на 15-м месте.

В то же время, помимо подобных несанкционированных «трюков», ряд других факторов сыграли против Даниила.

Во-первых, далеко не безграничное терпение Марко иссякло.

Во-вторых, совсем юный Макс Ферстаппен, потомственный пилот Формулы-1, за рулем «Торо Россо» демонстрировал фантастическое вождение.

В-третьих, менеджмент Макса (в лице не совсем стабильного, а, точнее, психопатичного Йоса Ферстаппена) оказывал максимальное давление на «Ред Булл», чтобы определить перспективного голландца в главную команду.

В итоге после всего четырех гонок в 2016-м была проведена рокировка: Квят вернулся в «Торо Россо», а Ферстаппен занял его место за рулем «Ред Булл». Даниилу не удалось набрать ожидаемую форму. Казалось, что психологически он разбит и подавлен настолько, что потерял уверенность в себе и своих способностях, утратил фокус и понимание поставленных целей. Сезон он кое-как закончил и даже поездил в 2017-м, однако во время летнего перерыва не только «Торо Россо» лишили его места в команде, но и «Ред Булл» исключили россиянина из системы. Тяжелейшая для пилота, но закономерная по результатам ситуация.

Химчистка и дефицит

Но оказалось, что Даниилу было необходимо очутиться за пределами бездушной мясорубки Формулы-1, чтобы провести переоценку жизненных и спортивных ценностей, пересмотреть свои приоритеты и устремления – в общем, провести психологическую химчистку.

Более того, относительный дефицит опытных и свободных пилотов в серии привел к тому, что «Феррари» пригласили Квята к себе в качестве гонщика по развитию для работы на симуляторе. От такого предложения Даниил не мог отказаться и остался очень доволен: в Маранелло к нему отлично относились, ему удалось посмотреть на мир Формулы-1 через призму другой команды, не потерять сноровку и приобрести новый опыт. А уже летом-2018 начались встречи и звонки с «Ред Булл» и Хельмутом Марко и Кристианом Хорнером.

Редкий шанс и определяющие факторы

Возможность попасть в Формулу-1 выпадает редко. Возможность вернуться – практически никогда. Но за период химчистки Даниил осознал, что без гонок жить не может, и когда шанс представился, принял предложение вернуться в «Торо Россо» без раздумий. Объявление состава команды на сезон-2019 шокировало всех: возвращение Квята в Формулу-1 ожидали лишь самые отчаянные оптимисты.

За решением дать пилоту фактически четвертый шанс стояло несколько факторов.

Во-первых, перспективный француз Гасли на тот момент перешел в «Ред Булл» из «Торо Россо».

Во-вторых, новозеландец Хартли, когда-то потерявший место в системе молодых пилотов австрийской команды, выступил-таки за «Торо Россо» и в 2018-м, однако его результаты были печальными.

В-третьих, в системе «Ред Булл» попросту не было еще одного конкурентоспособного гонщика, готового к Формуле-1.

Так что на этот раз формулические звезды сложились для Даниила удачно: он вновь оказался на стартовой решетке лучшей гоночной серии планеты. Ему пришлось по третьему кругу знакомиться с процессами работы «Торо Россо», но на это ушло совсем немного времени, а в машине он освоился за пять-шесть кругов на тестах в Абу-Даби.

2019 – год Квята?

Сезон-2019 для Квята проходит весьма удачно – и дело не в его фартовости, а в профессионализме. Так, к началу летнего перерыва он опережал своего тогдашнего партнера по команде Алекса Албона на 11 очков. Более того, в весьма странной, драматичной и совершенно непредсказуемой гонке Гран-при Германии Даниил, пускай и в оппортунистической манере, финишировал на подиуме – первый такой успех «Торо Россо» за 11 лет.

Перед Гран-при Японии и за пять этапов до завершения сезона россиянин занимает 12-е место в личном зачете с 33 очками. Это уже лучший его результат в составе итальянских «быков». К слову, в неудачном и казавшемся последним сезоне-2017 Квят набрал лишь 5 очков и на момент отстранения занимал 19-е место. Конечно, в «Ред Булл» в 2015-м он был вообще седьмой с 95 очками, но это немного другая машина. И именно в ней Даниил впервые в карьере поднялся на подиум. Так или иначе, «Торо Россо» образца-2019 выглядит конкурентоспособно в середине пелотона, а Квят за рулем – вообще отлично.

Даниил сумел проделать необходимую работу над собой и оставить черную пропасть безвыходности позади. Команда вновь поверила в него. Он сумел поверить в себя и вернулся в гонки, трезво оценивая обстановку и не ослепленный манящей неизвестностью. Квят концентрируется на необходимости максимально качественно выполнять свою работу и не пытается сделать невозожное, но, как истинный гонщик, никогда не упустит возможность выполнить хитрый обгон и отквитать позицию.
Как истинный гонщик, он хотел бы оказаться в старшей команде, которая борется за серьезные очки и победы. Но на сезон-2020 в «Ред Булл» подтвержден Макс Ферстаппен, а за второе место борются «временный» пилот австрийской команды Алекс Албон и «временный» партнер Даниила по «Торо Россо» Пьер Гасли. К слову, француза постигла судьба Дани, и он тоже был отправлен обратно в младшую команду после повышения в старшую.

По словам Хорнера и Марко, на следующий сезон за Даниилом закреплено место в «Торо Россо». Но эти властные вершители судеб умеют и знают, как создать интригу. Уровень выступлений Квята дает все основания сделать его переменной в нерешаемом уравнении австрийской загадки. И нет никаких причин утверждать, что он не поедет за рулем «Ред Булл» в следующем сезоне. Пока Даниил все правильно делает. 2019-й вполне может стать годом Квята.