«Дакар-2019». Пески, аварии и очередной триумф «КамАЗ-Мастер»

Экипаж Эдуарда Николаева празднует победу, Sebastian Castaneda/EPA/TASS

«Дакар-2019». Пески, аварии и очередной триумф «КамАЗ-Мастер»

#ProstoProSport подводит итоги легендарного ралли-рейда «Дакар-2019», завершившегося вчера в столице Перу Лиме.

Немного истории

Большинство их тех, кто начал интересоваться «Дакаром» не так давно, неизменно задавались вопросом, почему это ралли, проходящее в Южной Америке, называется в честь столицы африканского государства. Для тех, кто поленился найти ответ в интернете, поясним: этот легендарный ралли-марафон проводится с 1978 года, и поначалу гонка начиналась в столице Франции, финишировала в столице Сенегала и носила название «Париж-Дакар».

С 1995 года из-за постоянных возражений городских властей Парижа старт ралли происходил также и в других городах. Тогда название и поменялось на «Дакар». В 2008-м году из-за угрозы террористических актов ралли было отменено, а с 2009 года оно в целях безопасности проводится на территории Южной Америки. Тем не менее, последнюю часть бренда было решено сохранить. Иначе бы не все поняли, что это вообще за ралли стало проходить на южноамериканском континенте.


«Дакар» в Мавритании, motorsport.com

Трасса ралли-рейда прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Вообще дороги на «Дакаре» понятие весьма условное: маршруты этапов часто пролегают через пески, барханы, дюны.

Каждый участник обеспечивается навигационным устройством, но с ограниченными возможностями. Такой прибор показывает только направление на следующую навигационную точку, да и то только в случае нахождения участника в радиусе ее видимости. Координаты точек не показываются. В особых случаях, например, если участник заблудился, он может ввести специальный код разблокировки и увидеть следующую или сразу все остальные точки маршрута, но за это накладывается штраф по времени.

Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по легенде, в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.

В 2019 году «Дакар» впервые прошел по территории всего одного государства – Перу. А Перу – это, прежде всего, песчаные дюны, которые подпортили немало крови всем участникам марафона.


Типичный ландштафт перуанского отрезка «Дакара», Agencia Uno/Zuma/TASS

16-й триумф «КамАЗ-Мастер»

Для российских любителей автоспорта «Дакар» представляет интерес во многом благодаря доминированию «КамАЗ-Мастер» в классе грузовиков. Эта команда из Набережных Челнов начала свои выступления в легендарном ралли в 1991 году, и с тех пор одержала уже 16 побед.

В этом году после первого же этапа лидерство захватил Эдуард Николаев, а после четвертого тройка лидеров и вовсе состояла только из камазовских экипажей. Главный соперник – голландец Жерар Де Рой на Iveco – отставал более чем на полтора часа.

Но затем у нашей команды начались серьезные проблемы. На 5-м этапе группа болельщиков, находившаяся в запрещенной зоне, решила перебежать дорогу «КамАЗу» Андрея Каргинова. Один из них поскользнулся и угодил прямо под колеса грузовика. Бедолага находился в мертвой зоне видимости, Каргинов видеть этого не мог и узнал об этом инциденте только после окончания этапа. К счастью, болельщик отделался переломом ноги, а вот экипаж Каргинова был дисквалифицирован. Причем, не за сам наезд, а за то, что не остановился для оказания помощи.


А на следующий день выяснилось, что из-за технических проблем с двигателем (замена мотора в течение гонки запрещена) не сможет продолжить гонку экипаж Айрата Мардеева, победителя «Дакара 2015». Таким образом, у «КамАЗ-Мастер» осталось всего 2 машины. При этом еще и на занимающий второе место экипаж Дмитрия Сотникова была возложена функция быстрой технички.

На восьмом этапе неприятность случилась и с Николаевым: его «КамАЗ» застрял в песках, а Сотникова рядом не оказалось (он благодаря причудам организаторов стартовал намного позже). Машину экипажу пришлось откапывать вручную, на что ушел примерно час. К счастью, Сотникова в этот день проблемы обошли стороной. Он и стал новым лидером ралли. Николаев отставал на 27 минут, и уже всего в 40 минутах позади него шел Де Рой.

Тем не менее, уже на следующем этапе Николаев вернул себе лидерство и через день в третий раз подряд стал победителем «Дакара». Всего же на его счету уже пять побед на этом ралли. Первую он одержал в 2010 году, тогда еще в качестве механика экипажа Владимира Чагина, а в 2013 году выиграл «Дакар» уже пилотом.


Эдуард Николаев на дистанции, Red Bull Content/Zuma/TASS

Авария Карякина и подвиг Нифонтовой

Помимо грузовиков представители России ранее побеждали на «Дакаре» только в классе квадроциклов. Два года назад сделал это Сергей Карякин. В этот раз тезка и однофамилец известного шахматиста мог повторить свой триумф уже в классе мотовездеходов. После победы на четвертом этапе он даже стал лидером общего зачета. Но после шестого этапа уже занимал второе место, отставая на 13 минут от лидера – испанца Жерара Фарреса Гуэля.

Увы, на следующий день вездеход Карякина перевернулся при спуске с одной из дюн. По непонятным причинам этого опасного места не оказалось в «роудбуке». В итоге Карякин со своим штурманом Антоном Власюком смогли восстановить багги и продолжить борьбу, но потеряли на это около трех часов и о подиуме мечтать уже не приходилось. В итоге только 10-е место, а победа досталась здесь чилийцу Франциско Лопесу Контардо.

В самом престижном классе внедорожников победителем уже в третий раз стал катарец Нассер Аль-Аттия, доминировавший на протяжении всего ралли, а вот для «Тойоты» этот триумф стал первым на «Дакаре». Россиянин Денис Кротов здесь занял высокое 15-е место. В классе квадроциклов также без всякой интриги первенствовал аргентинец Николас Кавильяссо.

Самым непредсказуемым стал зачет мотоциклистов, где лидер менялся практически каждый этап, а победа в итоге досталась австралийцу Тоби Прайсу. Россиянка Анастасия Нифонтова заняла 61-е место и 9-е в категории Original, участникам которой запрещена любая посторонняя помощь. Один из этапов едва не стоил ей жизни: она упала в дюнах, в достаточно узком месте, и на нее едва не наехал грузовик Алеша Лопрайса. К счастью, все обошлось, Нифонтова добралась до финиша и стала первой женщиной, которой удалось пройти «Дакар» в одиночку. И это настоящий подвиг.

Загрузка...
Новости