Кубица рубился с Хэмилтоном и Массой за чемпионство, а потом чуть не лишился руки

2 апреля 2019 г. / 15:00   @ Никита МОГИЛЕВ

# Формула-1Себастьян ФеттельЛьюис ХэмилтонРоберт Кубица

autoweek.com

Кубица рубился с Хэмилтоном и Массой за чемпионство, а потом чуть не лишился руки

Всему виной авария в ралли, которая перевернула его жизнь, но не сломила гонщика. Никита Могилев вспоминает карьерный путь одного из самых крутых спортсменов Польши Роберта Кубицы

6 февраля 2011 года. До старта сезона полтора месяца. Ралли Ронди ди Андора, Италия. 5-й километр спецучастка. «Шкоду» Кубицы заносит на повороте, машина скользит по защитному отбойнику, который на стыке протыкает автомобиль и проходит сквозь салон. Итог: множественные переломы правой руки, кисти и ног. 7 часов операции, которая позволяет сохранить руку. Ночь после операции в искусственной коме. 76 дней в больнице и четыре сложных хирургических вмешательства, в общей сложности – 8 раз за полгода. Долгое восстановление и карьера в Формуле-1, о которой можно забыть.

На тот момент 26-летний польский гонщик Роберт Кубица не был звездой первой величины. Но его потенциал был колоссальным. Уровень поляка отмечали даже Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо.

Его единственная победа случилась на Гран-при Канады-2008 на «БМВ Заубере». Тот сезон стал лучшим в карьере пилота – поул в Бахрейне, 7 подиумов, борьба с Хэмилтоном и Массой за звание чемпиона мира, 4-е место в общем зачете по итогам сезона и звание лучшего спортсмена года в Польше. Но команда так и не смогла дать ему лучшую машину. «БМВ», созданная на базе «частного» «Заубера», была быстра, а вкупе с навыками Кубицы превращалась в контендера, но в какой-то момент в компании переключились на болид следующего года, что испортило конец сезона – 11-е место в Бразилии и 23-очковое отставание от чемпиона в лице британца.

Роберт Кубицаformula1.com

В следующем году был лишь один подиум (2-е место на Гран-при Бразилии), далее переход в «Рено» и три подиума в 2010-м. А потом тесты в Валенсии и злополучная гонка близи городка Андора.

«Ралли – это моя страсть! Это хорошая тренировка концентрации, особенно учитывая, что в Формуле-1 проводится не так много тестов. Благодаря выступлениям в ралли я могу стать лучше как гонщик, что очень важно по ходу сезона из двух десятков Гран При», - так говорил поляк о выступлениях в ралли.

В «БМВ» ему запрещали участвовать в ралли. Может быть, так следовало поступить и в «Рено», но во французской конюшне ему дали волю. Кубица принял участие в 16 заездах с 2009 по 2011 год. И каждая гонка добавляла ему опыта. Пересев с 1600-кубовых «Рено Клио» на 2000-кубовую «Шкоду Фабиа», он принял участие в первом ралли в 2011 году. В январе Роберт мог поехать на этапе в Монте-Карло, но отозвал свою заявку то ли из-за разногласий с «Рено» о выборе машины, то ли из-за того, что не получил более мощный класс.

Авария в Андоре случилась в 8:30 утра по местному времени. Трасса была скользкая, но до этого Кубица уже ездил на мокром асфальте. Штурман Якуб Гербер, избежавший серьезных повреждений при столкновении, рассказывал: «Мы знали, что асфальт скользкий, и были готовы к этому. После заноса машину отбросило к рельсу безопасности, и заскользив, она выгнула его наружу. Затем мы врезались в следующую секцию, которая пронзила машину и вошла в салон».

Роберт Кубица, аварияf1.com

Восстановление Кубицы заняло год. В «Лотус-Рено» ждали, в сезоне-2011 поляка подменяли Ник Хайдфельд и Бруно Сенна, контракта на следующий год у Роберта не было, но команда не бросала его до момента, когда стало понятно – к старту нового чемпионата Кубица не успеет. А в январе-2012 Кубица поскользнулся во дворе своего дома и сломал травмированную ногу.

Период реабилитации прошел, но выяснился один очень нехороший для Роберта момент – его правая рука работала лишь на 50%. В мае 2013-го Кубица попробовал свои силы в симуляторе на «Мерседесе». Опасения подтвердились – он не мог полноценно управлять болидом Формулы-1.

Роберт Кубицаautoweek.com

Поляк с головой ушел туда, где он чуть не погиб – в ралли. В сентябре он провел первую за долгое время гонку, победив на локальном уровне в Италии на «Субару Импреза».

«Я не стремился добиться результата любой ценой, - сказал Кубица. – Управление гоночной машиной чем-то сродни езде на велосипеде – невозможно забыть, как это делается. Но мне было важно проверить свое психофизическое состояние во время соревнований – и ощущения оказались позитивными. Теперь у меня гораздо больше уверенности в своих силах».

В сентябре он выиграет еще две гонки.

Роберт Кубица, Раллиausmotive.com

2013-й можно считать триумфальным возвращением в автоспорт. Триумфальным, потому что Кубица провел полный сезон в WRC2 и завоевал чемпионский титул. Он останется на не кольцевых гонках до 2016 года – в 2014-м выиграет титул за лучшее вождение на снежных трассах, попытает свои силы в WRC (16-е место по итогам сезона), но из-за недостатка финансирования в 2016-м проведет лишь одно ралли Монте-Карло.

В тот год он попробует свои силы в марафонских кольцевых гонках (Международная серия выносливости Creventic, Renault Sport Trophy и 24-часовая гонка в Дубае). 2 февраля 2017 года Кубицу подписала команда ByKOLLES Racing, которая выступает в классе LMP1 на чемпионате мира на выносливость (WEC), однако после предсезонных тестов Роберт в соцсетях сообщил, что не будет участвовать в сезоне.

Тогда Кубица уже знал, что физические тренировки дали результат – его рука постепенно возвращала кондиции. В декабре 2016 года он провел очередные тесты на симуляторе, которые и показали улучшения. Следующим шагом были тесты на живом болиде.

Роберт Кубица, Реноredd.it

У Кубицы остались хорошие отношения с «Рено», и французская конюшня дала ему возможность попробовать себя. Сначала – на болиде 2012 года, причем, в Валенсии – там, где он в последний раз пилотировал машину Ф1.

Кубица поразил всех, и даже босс «Рено» Сириль Абитебуль подмечал его умения: «Он все еще быстр. Важен также энтузиазм, который он всегда проявлял к команде». На вопрос о возможном возвращении пилота в основной состав он отмечал, что «явных препятствий нет», и «команда рассмотрит его кандидатуру на 2018 год». Летом Кубица еще раз поучаствовал в тестах «Рено»: он проехал 142 круга на Хунгароринге и занял 4-е место в протоколе, уступив менее полутора секунд лидеру Себастьяну Феттелю.

В октябре Роберт проводил тесты в «Уильямсе». Основной пилот команды – Фелипе Масса – объявил, что сезон-2017 станет для него последним, и у Кубицы появился отличный шанс вернуться в основной состав команды Ф1. Поляк несколько раз пилотировал машину после Гран-при, а технический директор команды Падди Лоу сообщал, что вокруг его травм «нет никаких проблем».

Роберт Кубицаtopgear.com

Объявление о том, что Кубица станет резервным пилотом «Уильямса» на сезон-2018 пришло 16 января 2018 года. С момента аварии прошло 6 лет и 11 месяцев, и тогда, февральским днем 2011 года, никто и представить не мог, что подобное может случиться. 33-летний пилот вернулся на трассу в Испании, проведя первую тренировку.

По окончанию сезона стало известно, что россиянин Сергей Сироткин покидает команду, а Лэнс Стролл переходит в «Рэйсинг Поинт», и в основной состав британцев на сезон-2019 вошли Джордж Рассел и Роберт Кубица. Спустя 8 лет поляк полноценно вернулся в Формулу-1.

Роберт Кубицаsnaplap.net

«Я узнал, насколько мощным может быть мозг. Адаптация происходит очень быстро. Невероятно, как быстро мы можем перестраиваться и какого прогресса можно добиться за очень короткое время. Период, когда нужно адаптироваться в ментальном плане, был ещё сложнее. Физические проблемы можно решить. Но после операции обнаруживаешь, что двигался не вперёд, а назад. Это ментальная проблема. Нужно быть сильным. У меня непростой характер, но в те дни он мне очень помог», - так описывает нынешний Кубица период восстановления.

Его поддерживал весь пелотон.

«Роберт отметил, что у него был довольно длинный зимний перерыв. Не думаю, что мы знаем, через что ему пришлось пройти, чтобы вернуться сюда, - комментировал Даниэль Риккардо. – То, что он снова здесь – это замечательно. Я знаю Роберта с тех пор, как переехал в Европу в 2007-м году – это было уже достаточно давно. Возвращение стало его испытанием на прочность».

«Возвращение Роберта – это очень интересный момент. Он первым привел меня в паддок Формулы-1 в 2009 году, - сказал Даниил Квят. – Я все еще гонялся в картинге, а у него была картинговая команда. Я выиграл гонку и получил возможность пройти тесты в Барселоне. Кубица провел меня по боксам «БМВ», показал руль, болид, комнаты инженеров и все остальное. Это приятные воспоминания».

«Я рад, что Роберт возвращается, потому что после ухода Фернандо Алонсо я стал бы вторым в списке самых возрастных пилотов, а так я буду третьим, - говорил Льюис Хэмилтон. – Думаю, что это возвращение отлично для самого Кубицы. Я давно его знаю, мы сражались ещё в картинге. Он является одним из самых талантливых пилотов своего поколения. У него были непростые годы, но я очень рад, что у него появился ещё один шанс».

Роберт Кубица и Льюис Хэмилтонtwitter.com

Завершивший карьеру в Ф1 Алонсо также не остался без парочки слов о возвращении Роберта: «Я буду следить за Кубицей. Его история невероятна. Еще несколько месяцев назад казалось, что у Роберта нет никаких шансов. Ему нечего терять, и я буду следить за каждым его шагом», - сказал Фернандо.

После первого этапа сезона – Гран-при Австралии – стало понятно: «Уильямс» образца 2019 года совсем не конкурентоспособен. Британский болид – единственный, кто не показал увеличения скорости в Мельбурне по сравнению с прошлым годом, а, значит, результаты в новом сезоне будут еще хуже.

В Австралии Роберт занял 17-е место. Но остался удовлетворен первой гонкой после длительного перерыва: «Нет, никаких сожалений, потому что итоговое решение я принял после того, как обдумывал все на протяжении шести недель. Я знал, что меня ждет невероятно трудное испытание, и если я хочу вернуться. Быть конкурентоспособным. Возможно, большинство людей сомневаются в моем физическом состоянии – как я могу стартовать и пройти первый поворот. Это мой первый старт после 8 лет и 4 месяцев перерыва, и он прошел довольно хорошо. Даже с учетом проблем в Австралии я получил удовольствие от гонки, и разница с тем, что было раньше, – просто колоссальна! Вероятно потому, что понимаю, какой путь преодолел. Я являюсь не очень эмоциональным человеком, но после финиша меня захлестнули эмоции от осознания того, какое мне удалось достижение».

Роберт Кубицаformula1.com

Правда, не все остались в восторге от его возвращения. Отношения Кубицы и чемпиона мира-1997 Жака Вильнева были натянутыми с самого старта карьеры поляка, ведь именно на него Вильнева заменили в «БМВ» в 2007-м году.

«То, что Кубица вернулся после стольких лет, действительно невероятно и, безусловно, это огромное достижение, - сказал Вильнев. – Однако его возвращение не идёт на пользу спорту, по-моему, это ужасно. Я и раньше это говорил и не собираюсь менять своего мнения. Формула-1 должна быть вершиной автоспорта, королевским классом. И нет ничего хорошего, если участвовать в таком чемпионате по силам человеку, чьи физические возможности ограничены, а это факт».

Жак Вильнёв, Роберт Кубица
vk.com

Может быть спустя столько лет у Вильнева сохранилась обида на Кубицу, а может быть доля истины в его словах есть. Но вот не согласны с ним оказались экс-участники Ф1 Лукас ди Грасси и Тимо Глок.

«Абсурдное заявление. Нельзя судить о человеке по ограниченности возможностей. Судить нужно по достижениям. Кубица является отличным примером возвращения, и его история невероятна. Его результаты в конце года скажут сами за себя», - написал ди Грасси в Twitter.

Глок был более подробен и проанализировал выступление поляка в первой гонке: «Конечно, пилотировать с одной рукой тяжелее, чем с двумя. Но я внимательно смотрел гонку, и временами он был на уровне Рассела. Я знаю это по собственному опыту. Когда ты выступаешь за настолько плохую команду, речь идёт о том, на сколько вас опередят и сколько времени ты потеряешь».

Роберт принимает идущую на него критику, но сообщает, что готов к борьбе на трассе.

«Если бы я был руководителем команды, то тоже бы сомневался. Но в этом году на первой встрече я сразу сказал: «Если есть какие-то сомнения, то не стоит всем этим заниматься, и мы не должны в случае трудностей показывать пальцем на мою руку. Мне хочется, чтобы вы были уверены в моих способностях».

Роберт Кубица
twitter.com

«Для начала необходимо было поверить, что я все смогу. Также в этом должна была убедиться и команда. Но если бы я сомневался в способности ехать быстро, то меня бы тут не было. Это нормально, когда люди видят мои ограничения и задаются вопросом о возможностях, и я знаю, что в это трудно поверить, но в «Уильямсе» все увидели в этом году, и сам я за последние 16 или 18 месяцев – с момента первых тестов старого болида «Рено» – понял, что все получится».

По данным телеметрии Кубица получил от официального сайта Формулы-1 оценку «4,9» за Гран-при Австралии и «3,7» за Гран-при Бахрейна, где он финишировал 16-м. При этом в Сахире за работу на торможениях поляк получил единицу.

Уже после второго этапа Роберт отметил разницу в поведении двух машин «Уильямс»: Нашим приоритетом должно стать выяснение причин, почему наши болиды ведут себя по-разному. Пока что мы не знаем причину. Необходимо, чтобы болиды работали одинаково, иначе мы будем иметь дело с лотереей». Может быть, тесты после Бахрейна покажут причины. Но пока Кубице и Расселу все равно приходится довольствоваться самыми слабыми болидами в пелотоне.

FW42 не способна привести Кубицу к подиуму в нынешнем сезоне, но, кажется, главную победу он уже одержал.

Загрузка...
Новости