Хотите знать, как делать рокировку и ходить конём? Мы вам поможем

2 ноября 2018 г. / 17:30   @ Юрий ЯКУШИН

# Шахматы

chessok.net

Хотите знать, как делать рокировку и ходить конём? Мы вам поможем

Шахматы – одна из самых древних, известных и доступных игр. #ProstoProSport рассказывает о ее истории и базовых правилах.

История

Шахматы известны миру уже более полутора тысяч лет. Однако до сих пор не ясно, где они появились впервые. Принято считать, что их родиной стала Индия. В шестом веке там возник прообраз шахмат под названием чатарунга. Из Индии игра распространилась в Персию, а оттуда – на арабский восток и в Европу.

Но есть и другие версии, согласно которым шахматы придумали в Византии и Китае. Название игры персидское. На русский переводится как «король (шах) умер (мат)».

Современные правила шахмат установились в конце XIX века. В 1886 году впервые было разыграно звание чемпиона мира. Им стал представитель Австро-Венгрии Вильгельм Стейниц.

Ход игры

С 1924 года существует Международная шахматная федерация (ФИДЕ), в кодексе которой записаны правила игры в шахматы. Для начинающих детей знать, что такое дебют, эндшпиль, какие в них можно разыгрывать комбинации и варианты партий, совершенно не нужно. Достаточно запомнить, какие существуют фигуры, как они располагаются на доске, как и зачем ходят.

Если вы по каким-то причинам до сих пор не знаете, как двигать фигуры по доске, мы специально для вас покажем правила игры в шахматы для начинающих в картинках.

Итак, шахматы – игра для двоих человек. Один руководит белыми фигурами, другой чёрными. Перед началом партии у каждого их по 16 (8 пешек, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, король и ферзь). Задача – передвигать фигуры по доске так, чтобы поставить мат королю соперника. То есть создать ситуацию, когда фигура находится под шахом (боем), и при этом у неё нет возможности сделать ход или закрыться другой фигурой.

Если игрок вынужден ходить королём, но не может этого сделать и при этом не находиться под шахом, то такая ситуация называется пат. Партия заканчивается вничью.

Ходы игроки выполняют по очереди. Начинают «белые». Но сначала важно правильно расставить фигуры на доске. Она состоит из 64 клеток. Вертикали пронумерованы буквами от а до h, горизонтали – цифрами от 1 до 8. Белые фигуры располагаются на первой и второй горизонтали (по второй выставляются 8 пешек). На вертикали а и h ставятся ладьи, b и g – кони, с и f – слоны. Король занимает вертикаль е, ферзь – d.

Неправильное расположение короля и ферзя – одна из самых распространённых ошибок начинающих. Чтобы запомнить, куда ставить фигуры, нужно знать, что ферзь «любит свой цвет».

Для чёрных фигур справедливо всё то же самое, только вместо первой и второй горизонтали они ставятся на седьмую и восьмую.


Как ходят фигуры

Ход в шахматах может быть, собственно, ходом – передвижение своей фигуры на не занятое поле, и взятием – передвижением своей фигуры на место фигуры соперника, при этом последняя снимается с доски.

Пешка ходит только вперёд по вертикали на одну клетку, если она не занята фигурой соперника. Из начального положения может походить на две клетки. Бьёт другие фигуры по диагонали (вперёд-наискосок на одно поле). В случае если пешка дошла до первой горизонтали соперника (8 для «белых» и 1 для «чёрных»), она превращается в любую другую фигуру, как правило, в ферзя.


Конь – ещё одна фигура кроме пешки, которой можно начать партию. Ходит он буквой «г». То есть на три клетки вперёд или назад, одну в бок, либо наоборот. Если на поле, куда встаёт конь, оказывается фигура соперника, она бьётся, убирается с доски. При этом конь может прыгать через другие фигуры, как свои, так и оппонента, но они в игре остаются.


Слон ходит только по диагонали на неограниченное число клеток. При этом не может перепрыгивать через фигуры. Если на его пути встречается фигура соперника, она съедается, а слон занимает её место.



Ладья – вторая по силе фигура. Она ходит на любое количество клеток по вертикали и горизонтали. Через фигуры прыгать не может. Съедает фигуру соперника и занимает её место.



Ферзь – самая сильная фигура. Ходит на неограниченное число клеток по горизонтали, вертикали и диагонали, но через фигуры не перепрыгивает, а ест и занимает их место, если это фигуры соперника.



Король самая слабая фигура. Задача других фигур оборонять короля от шаха и мата. Ходит и бьёт король на одну клетку в любом направлении. При этом, если фигура соперника защищена, король не имеет права её взять, так как окажется под шахом.


Один раз за игру король может сделать рокировку. Фигура перемещается по направлению к одной из ладей, а ладья переносится через неё и становится рядом. Рокировка невозможна, если король хоть однажды двигался или в этот момент находится под нападением фигуры соперника, а также, если под ударом оказывается поле, которое король должен занять или пересечь. Также нельзя рокироваться с ладьёй, которая покидала свое место, или, когда между королем и ладьёй, с которой задумана рокировка, находится другая фигура.

Смысл рокировки переместить короля на фланг, по которому соперник атакует менее опасно.

Научиться играть в шахматы совсем не сложно. Особенно сейчас, когда существует множество различных источников. Если лень читать обучающие книги или статьи, можно посмотреть видеоуроки в интернете. Достаточно просто в любой поисковик вбить запрос «правила игры в шахматы для начинающих видео».

Кроме того, в интернете можно играть в шахматы онлайн с реальными соперниками или компьютером. Оппонент подбирается в зависимости от уровня подготовки. Самая популярная платформа Chess.com. Там же можно пройти и обучение.

Загрузка...
Новости