Кузница золота: Ирина Винер

Владимир Гердо/ТАСС

Кузница золота: Ирина Винер

Ирина Александровна Винер – самый успешный тренер по художественной гимнастике в мире, выигравший пять Олимпиад подряд. Сама она объясняет результат просто: «Винер» – значит «победитель».

История

Художественная гимнастика стала олимпийским видом спорта не так давно, в 1984 году. Для включения в программу Игр много сделала бывшая в то время президентом федерации «художки» СССР актриса Элина Быстрицкая – она бесконечно писала письма в МОК, приглашала руководителей олимпийского движения на соревнования. Красота, эстетичность и высокий интерес у зрителей в итоге сыграли в пользу художественной гимнастики.

Первой олимпийской чемпионкой-художницей стала канадка Лори Фанг, а затем выигрывали только представительницы СССР, стран бывшего Советского Союза и России.

Главным тренером сборной России с 1992 года является Ирина Александровна Винер. Под её руководством российские гимнастки выступали на шести Олимпиадах, и только на одной, в 1996 году в Атланте в индивидуальных соревнованиях заняли второе (Яна Батыршина) и четвертое место (Амина Зарипова), а в групповых упражнениях взяли «бронзу».

После этого пять Олимпиад подряд на высшей ступени пьедестала почета стояли россиянки, воспитанницы Ирины Винер: Юлия Барсукова (2000), Алина Кабаева (2004), Евгения Канаева (2008, 2012), Маргарита Мамун (2016), а «серебро» завоевывали Ирина Чащина (2004), Дарья Дмитриева (2012) и Яна Кудрявцева (2016). В командных соревнованиях с 2000 года наши гимнастки также пять раз подряд становились олимпийскими чемпионками.

Правила

Ирина Винер, с самого начала работы тренером в Узбекистане, воплощала своё видение гимнастики: «Для меня всегда было важно, чтобы в гимнастике был гламур, я это слово употребляю только в положительном смысле. Многие гламур в спорте ненавидят, а я всю жизнь за него сражалась. В гимнастике царил такой глупый аскетизм, разве что хиджаб на гимнасток не надевали. Когда я жила и работала в Узбекистане, мамы часто забирали девочек из спорта в 12–13 лет, потому что боялись коротких юбок, осуждения знакомых. Этот страх жил и в моих детях. Я учила их говорить: «Я – сексуальна», учила признавать свою сексуальность».

Работая в международной федерации художественной гимнастики, Ирина Винер добилась масштабного изменения правил, системы судейства и костюмов.

Ирина Александровна выбрала свой путь развития гимнастики и целенаправленно вела к этой точке зрения других. Эта настойчивость чуть не стоила нашему специалисту дисквалификации – в 2008 году Международная федерация гимнастики после очередной публичной критики за необъективность судейства и косность мышления готова была отстранить Винер от работы. Это противостояние, к счастью, не переросло в войну, а Ирине Александровне было вынесено предупреждение.

Основной причиной конфликта стали разногласия по оценке судьями сложных элементов, которые исполняли российские гимнастки, и не могли делать другие спортсменки.

Ирина Винер вспоминает: «Да, судьи очень часто ломали мою работу. Особенно когда я была молодая. Как же я злилась, как страдала! Еще говорили, что Винер не так тренирует, что у меня все девочки не гимнастки, а трюкачки, как в цирке».

«Циркачками» называли многих воспитанниц Винер, из-за этого неоднократно случались столкновения и в высших тренерских эшелонах, и именно это стало причиной ссоры на страницах СМИ Ирины Винер и Ирины Дерюгиной – в одном из интервью тренер сборной Украины назвала Алину Кабаеву и Ирину Чащину не спортсменками, а артистками цирка.

Тот период Ирина Винер оценивает как преодоление: «У нас были очень тяжелые отношения с международной федерацией гимнастики на протяжении 12 лет, когда всячески упрощали программу. Как же у меня Алина Кабаева расстраивалась, когда сложнейшие элементы, которые мы с ней делали, не ценили так, как должны. Слава богу, эти проблемы в прошлом».

Помимо «трюкачества» подопечных Винер обвиняли также в излишней яркости макияжа и пристрастии к пестрым и блестящим нарядам. На все выпады сборная России отвечала победами на соревнованиях, а в итоге совершила революцию в художественной гимнастике.

Алина Кабаева

Новая эпоха художественной гимнастики началась с Алины Кабаевой. Ирина Александровна ответила, почему именно тандем Винер–Кабаева смог совершить прорыв: «А потому, что она любила гимнастику так же, как и я. И так же, как и я, была революционеркой. Мы с ней вместе превратили гимнастику в азартный, театрализованный, сексуальный вид спорта. Многие из ее поз критиковали: «Чего это она закручивает, голову просовывает между ногами?» А потом именно эти позы все фотографировали и печатали. Она делала потрясающие новые элементы и рисковала вообще не получить оценку, но она ничего не боялась. И, как и я, хотела идти вперед».

Ирина Винер в программах Алины Кабаевой и Ирины Чащиной соединила хореографию и балет, которыми славилась русская школа гимнастики, с рискованными элементами, мастерами которой были болгары: «Вначале тон задавали советские гимнастки, что естественно, так как наш вид спорта появился в СССР. А вот когда начались чемпионаты мира, вперед вырвались гимнастки из Болгарии, и долгое время они были первыми. Первенство нужно было вернуть, и я поняла, что необходимо соединить два направления – российскую балетность и спортивную направленность, как у болгарок, умение работать с предметами. Я пригласила известного болгарского специалиста Люси Димитрову, которая не нашла места в своей стране и работала в Канаде. Она начала тренировать наших девочек, и мы вернули себе победу, что возможно только в сочетании безупречной хореографии и спортивного риска».

Судьи сопротивлялись такому новаторству, а зрители были в восторге. На Олимпиадах, начиная с 2000 года, где Кабаева выиграла свою первую медаль, на художественную гимнастику не достать билетов – на соревнованиях всегда аншлаг!

В честь именно Алины Кабаевой Ильназ и Лейсан Загитовы назвали свою старшую дочь, которую сейчас весь мир знает как олимпийскую чемпионку и чемпионку мира по фигурному катанию – Алину Загитову.

Первая

Первой воспитанницей Ирины Винер, достигшей высоких спортивных результатов, стала Венера Зарипова, которая в девять лет познакомилась с тренером, а в 14 лет попала в состав сборной СССР.

После того, как на своем первом в жизни чемпионате Венера Зарипова превзошла звезду советской и мировой художественной гимнастики Ирину Дерюгину, в спортивном мире заговорили о тренере по фамилии «Винер».

Венера – самая большая печаль в тренерской карьере Ирины Винер, потому что советская система и запрет на выезды за границу похоронили талант: «Венера Зарипова. Гениальная гимнастка. Внешность, потрясающие данные, прыжок, как у Исинбаевой... Выразительность – как у Алины Кабаевой. Но девочку закопали в Советском Союзе. Великая гимнастка Венера Зарипова просто погибла как спортсмен».

Двукратная

Единственной «художницей» в мире, кому удалось стать двукратной олимпийской чемпионкой, является также подопечная Ирины Винер Евгения Канаева.

Олимпиада-2020

Сейчас лидерами сборной России являются сестры-близнецы Арина и Дина Аверины, а также Александра Солдатова. А кто именно поедет на Олимпиаду в Токио – решать будет Ирина Винер: «У меня все строго, как в армии. Я пашу на базе в Новогорске по десять часов в сутки не для того, чтобы отправить какую-нибудь свою любимицу (тем более что у меня их нет) и подвести людей».

В 2015 году Ирина Винер была награждена званием орденом Героя Труда Российской Федерации, а также высшей наградой Олимпийского движения – Олимпийским орденом за выдающиеся достижения в мировом спорте.

10 цитат Ирины Винер

О собственном таланте

«Всегда чувствовала – мне дано. Потом произошел случай. Сын оказался в больнице, я сидела с ним рядом, а в голове все время вертелось: идут соревнования, там выступают мои маленькие... Они тогда были совсем крошками. Я не в силах была отогнать эту мысль и готова была себя удушить. Хоть могла бы послать гимнастику в тот момент подальше. Тогда и поняла, что я «конченый» человек. Человек-тренер. Мне это дано – и надо идти по этой дороге, не сворачивая. Я думаю, это талант, который рвет и мечет, чтобы обратить на себя внимание. В ту секунду мне нужно было сделать выбор. И я сделала: из больницы не ушла, с ребенком продолжила возиться. А когда он засыпал, убегала на тренировки».

О своем месте

«Когда дело касается художественной гимнастики и всего, что с ней связано, надо быть твердым и жестким. Это особый мир, в котором мягкотелым выжить непросто. А мне надо не только вести за собой российскую команду, но и думать о всей художественной гимнастике. Может быть, это звучит нескромно, но все обстоит именно так».

О роли тренера

«На самом деле, имеет значение симбиоз между хорошим тренером и хорошим гимнастом. Это сочетание и дает результаты, потому что нет профессионализма без признаний и достижений. Страсть тренера выливается в поиск талантливых гимнастов. Необходимо найти их, поднять и привести к победе. Даже прекрасный тренер никогда не достигнет результатов с неспособными гимнастами, а талантливые гимнасты никогда не победят с непрофессиональным тренером. Тренер – основной источник мотивации и концентрации. Обучение – очень важно. Другие составляющие успеха – семья, правильно поддерживающая спортсмена, и, конечно, уважение к Родине».

О цене

«Есть люди, которые все едят и не поправляются — как, например, Амина Зарипова. А вот Алина Кабаева только смотрела на еду — и уже прибавляла килограмм. Бог всегда все уравновешивает. Алина была просто обсыпана золотом и бриллиантами — красота, характер, талант. И расплачивалась тем, что всегда вела полуголодное существование».

О влюбленности спортсменок

«Это самая моя любимая проблема! Когда девочки влюбляются – просто супер! Я бы купила им всем женихов – за любые деньги. Лишь бы они кем-то увлеклись. Чтобы было, для кого открыть сердце. Обычно девочкам приходится все вдалбливать, – а с влюбленными мы сразу находим общий язык. И тогда девочки совсем по-другому раскрываются».

О мечте

«Есть одна картина (отца), которая бесследно исчезла. Помню ее как сейчас. Было начало ноября, в Ташкенте только начиналась настоящая осень. Прекрасная, плодородная. Бархатный сезон. И вдруг пошел снег! В нашем дворе огромные виноградные гроздья были под белыми хлопьями. Отец вышел на улицу и написал то, что увидел. Это была необыкновенной красоты картина, но она пропала. Наверное, лежит где-то в запасниках. Мечтаю ее найти. Как и автопортрет отца. Это замечательная картина, которая показывает его внутренний мир».

О диетах

«Я дружила с Майей Плисецкой и полностью согласна с ней в том, что главное – поменьше жрать. Хотя я помню, она все время хорошо ела, конституция позволяла. Но знаете, скажу откровенно, что все новомодные диеты – ерунда. Нам всем действительно надо меньше есть. Я могу сказать так: всегда ешь в два раза меньше того, что ты хочешь съесть. Есть правило – долго жевать и глотать, а я скажу иначе: нужно долго жевать и не глотать».

О популяризации художественной гимнастике в мире

«Повлиять на развитие, считаю, мы сможем, если включим в программу смешанные пары — девочка и мальчик. Как это сделали в синхронном плавании. Тем более, что в той же Японии, например, популярна мужская ритмическая гимнастика, там очень гордятся своими достижениями. При этом, конечно, не думаю, что мужские соревнования пустят на Игры. Но вот если смешанные пары смогут делать красивые программы, то у них есть шанс оказаться на Олимпиаде».

О конкуренции

«В художественной гимнастике у нас лучшие девочки, которые могут показывать высокие результаты. Но таких детей много и в других странах. Другое дело, что у них нет специалистов, которые могут воспитать чемпионок, а в нашей стране есть такие специалисты. Мы сами воспитываем себе конкурентов. Мы вынуждены это делать, чтобы поднимать уровень художественной гимнастики, и для того, чтобы нам было с кем соревноваться, потому что мы сами можем задохнуться на своей высоте, если у нас не будет конкурентов. Поэтому в нашей команде конкуренция высокая, и мы готовим спортсменок из других стран. Двенадцать гимнасток, выступающих на Олимпийских играх–2012, были нашими воспитанницами или консультировались с нами постоянно, или приезжали на какие-то отдельные сборы готовиться».

О самом дорогом подарке

«Самый», «самый»... Ну почему – самый?! Почему вы, журналисты, всегда ищите что-то самое? Дороже всего для меня моменты, когда дети стоят на пьедестале, звучит гимн России. Дай Бог, чтоб они могли мне делать этот подарок, а я им делать то, что делаю. Окей?».
Загрузка...
Новости