Ультимативный разбор велоспорта. От Гранд-туров до шоссейной «классики»-2019

1 декабря 2018 г. / 18:30   @ Валерия ЗЫК

# Тур де Франс / Джиро Д'Италия / Вуэльта / Велогонки

Sirotti Stefano/imago/Sirotti/ТАСС

Ультимативный разбор велоспорта. От Гранд-туров до шоссейной «классики»-2019

Шоссейные велогонки – один из самых популярных и зрелищных видов велоспорта. #ProstpProSport рассказывает на какие гонки стоит обратить внимание в 2019 году.

По шоссе

Суть шоссейных велогонок проста: для победы нужно быстрее всех попасть из пункта А в пункт Б по заданному маршруту, передвигаясь по дороге с различным покрытием (асфальту, бетону, грунту, гравию, брусчатке) на шоссейном велосипеде.

Велосипеды-«шоссейники» очень лёгкие, они изготавливаются из карбона, алюминия, титана или магния. Минимальный вес, допустимый для официальных соревнований, не менее 6,8 кг.

Велосипеды также отличаются гнутой нисходящей формой руля («рога»), высокой и короткой рамой, отсутствием амортизационных подвесок, узкими (18-28 мм) покрышками высокого давления, двойной или тройной кривошипной системой с высокими передаточными соотношениями.

Соревнования делятся на:

- групповые гонки (с одновременным стартом всех участников и определением победителя в порядке пересечения финишной черты);

- гонки на время с раздельным стартом (индивидуальный старт гонщиков через определенные отсечки времени и определение победителя по лучшему показанному результату прохождения дистанции).

Гонки проходят на открытой местности, с использованием естественного рельефа и без учета погодных условий.

Шоссейные классические гонки

Классика велоспорта – однодневные гонки, когда весь маршрут спортсмены преодолевают за один день без перерывов.

Однодневки проходят по одному и тому же маршруту каждый год, продолжительность маршрута – намного более 200 км, Сейчас существуют ограничения для сохранения здоровья велосипедистов, раньше же длина гонки могла превышать даже 300 км.

История шоссейных гонок насчитывает уже почти 150 лет,а первая крупная официальная велогонка, «бабушка всех однодневок» Льеж-Бастонь-Льеж, проводится с 1892 года.

Пять самых старых, самых продолжительных и самых престижных однодневных велогонок в профессиональном велоспорте называются просто «Монументы», этоМилан - Сан-Ремо (Milan-San Remo) – 291 км, Тур Фландрии (Tour of Flanders) – 260 км, Париж - Рубе (Paris-Roubaix) - 257,5 км, Льеж - Бастонь - Льеж (Liège-Bastogne-Liège) -258 км и Тур Ломбардии (Il Lombardia) – 247 км.

Каждая из них обладает собственным характером и стоит особняком в списке профессиональных велогонок. Победить на «Монументе» престижно и почетно, претендентов – хоть отбавляй.

В 1994 году Евгений Берзин вырвал победу на Льеж-Бастонь Льеж, и в этом же году Владислав Бобрик стал победителем Тура Ломбардии. Эти достижения остаются единственными на главных «классиках» для российского велоспорта.

Велоспорт: "Вуэльта"Sirotti Stefano/imago/Sirotti/ТАСС

Многодневная шоссейная велогонка

Следующими по сложности идут гонки из нескольких этапов, которые гонщики проходят за несколько дней. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах.

Наиболее известные многодневки: Париж-Ницца, Критериум Дофине, Тиррено- Адриатико, Тур Швейцарии, Тур Страны Басков и другие.

Россияне не раз надевали майки лидеров. В 1992 году Вуэльту Кастилии и Леона выиграл Асят Саитов, в 1995 году Тур Швейцарии - Павел Тонков, в 2004 году Тур Страны Басков – Денис Меньшов, в 2007 году Вуэльту Каталонии – Владимир Карпец.

Гранд-туры

Гранд-тур - самый престижный вид соревнований в профессиональном шоссейном велоспорте. Туров всего три: весенняя итальянская многодневка Giro d'Italia (Джиро д’Италия), летняя французская гонка Tour de France (Тур де Франс) и осенняя испанская Vuelta a España (Вуэльта Испании).

Гранд-тур длится три недели и состоит из 21 этапа. Дистанция этапа варьируетсяот 150 до 240 километров, а протяженность всей гонки составляет в среднем 3 500 км. В отличие от однодневок, трасса, профиль и протяжённость этапов Гранд-туров меняются каждый год.

На Гранд-туре разыгрывается майка лидера (генеральная классификация), а также горный, спринтерский, молодежный, командный и другие зачёты. Отдельно награждается победитель каждого этапа.

Велоспорт – одна из немногих спортивных дисциплин, где звание чемпиона мира и даже олимпийского чемпиона меркнет перед победой на Гранд-туре.

Тур де Франс никогда не покорялся российским гонщикам, а Вуэльту в 2005 и в 2007 году выигрывал Денис Меньшов. Самой счастливой для россиян гонкой можно считать Джиро: в 1994 году победителем стал Евгений Берзин, в 1996 году - Павел Тонков, а в 2009 – Денис Меньшов.

В год столетнего юбилея Джиро, когда вся Италия мечтала о победителе-итальянце, Меньшов захватил лидерство при раздельной гонке на 12-м этапе и удерживал розовую майку лидера на своих плечах в течение всех горных этапов третьей недели многодневки. Джиро заканчивалась индивидуальной гонкой с раздельным стартом. На 21-й заключительный этап Меньшов выходил под проливным дожем, имея в запасе 41 секунду перед ближайшим преследователем.

Всё шло к тому, что российский велогонщик не просто выиграет многодневку, а сделает это с победой на этапе. К сожалению, на последнем километре Меньшов упал на мокрой брусчатке. Российские болельщики схватились за сердце, но помощь из машины сопровождения подоспела мгновенно,Денису поменяли велосипед, и Меньшов выиграл генеральную классификацию.

Гранд-туры-2019

Giro d'Italia традиционно начнёт сезон, старт 11 мая 2019 года.

Tour de France запустит гонку по французским дорогам 6 июля 2019 года.


И завершит сезон Гранд-туров Vuelta a España, отправив пелотон в путь 24 августа 2019 года.

Категорийность гонок

Все шоссейные гонки сезонного (годового) турнира составляют календарь Мирового тура UCI. Они ранжируются по значимости и стоимости начисляемых очков командам и гонщикам.

Так, самая «дорогая» категория 1 присвоена Тур де Франс, категорию 2 имеют Джиро д'Италия и Вуэльта Испании, в категории 3 находятся Тур Даун Андер, Париж - Ницца, Тиррено - Адриатико, Милан - Сан-Ремо, Гент - Вевельгем, Тур Фландрии, Париж - Рубе, Амстел Голд Рейс, Льеж - Бастонь - Льеж, Тур Романдии, Критериум Дофине, Тур Швейцарии, Гран-при Квебека, Гран-при Монреаля и Джиро ди Ломбардия и так далее.

Календарь World Tour 2019

UCI опубликовал календарь Мирового Тура на сезон 2019 года из 37 гонок, которые пройдут в 18 разных странах:

•15-20 января: Santos Tour Down Under (Австралия)

•27 января: Cadel Evans Great Ocean Road Race (Австралия)

•25 февраля - 2 марта: Тур ОАЕ (Объединенные Арабские Эмираты)

•2 марта: Omloop Het Nieuwsblad Elite (Бельгия)

•9 марта: Strade Bianche (Италия)

•10-17 марта: Париж-Ницца (Франция)

•13-19 марта: Тиррено - Адриатико (Италия)

•23 марта: Милан - Сан-Ремо (Италия)

•25-31 марта: Вуэльта Каталонии (Испания)

•29 марта: E3 Харелбеке (Бельгия)

•31 марта: Гент-Вевельгем (Бельгия)

•3 апреля: Dwars door Vlaanderen (Бельгия)

•7 апреля: Тур Фландрии (Бельгия)

•8-13 апреля: Тур Страны Басков (Испания)

•14 апреля: Париж - Рубе (Франция)

•21 апреля: Amstel Gold Race (Нидерланды)

•24 апреля: Флеш Валлонь (Бельгия)

•28 апреля: Льеж-Бастонь-Льеж (Бельгия)

•30 апреля - 5 мая: Тур Романдии (Швейцария)

•1 мая: Эшборн - Франкфурт (Германия)

•11 мая-2 июня: Джиро д'Италия (Италия)

•12-18 мая: Тур Калифорнии (США)

•9-16 июня: Критериум Дофине (Франция)

•15-23 июня: Тур Швейцарии (Швейцария)

•6-28 июля: Тур де Франс (Франция)

•3 августа: Классика Сан-Себастьяна (Испания)

•3-9 августа: Тур Польши (Польша)

•4 августа: Prudential RideLondon-Surrey Classic (Великобритания)

•12-18 августа: БинкБанк Тур (Бельгия, Нидерланды)

•24 августа - 15 сентября: Вуэльта Испании (Испания)

•25 августа: Классика Гамбурга (Германия)

•1 сентября: Bretagne Classic (Франция)

•13 сентября: Гран-при Квебека (Канада)

•15 сентября: Гран-при Монреаля (Канада)

•12 октября: Тур Ломбартии (Италия)

•15-20 октября: Тур Гуанси (Китай)

•22-27 октября: Тур Турции (Турция)

"Вуэльта Испании"Sirotti Stefano/imago/Sirotti/ТАСС

За кого болеть?

В профессиональном велоспорте национальная принадлежность команды определяется по стране генерального спонсора. В настоящее время в гонках Мирового тура UCI (Международного союза велосипедистов) нашего триколора нет.

С 2009 до 2017 года российской была «Katusha» (Катюша), и радовала болельщиков яркими выступлениями Сергея Иванова, Хоакима Родригеса, Александра Кристоффа и Ильнура Закарина. Сейчас же команда выступает под швейцарским флагом и с названием «Katusha–Alpecin».

С 2012 года с российским участием существовала датская команда Saxo Bank-Tinkoff Bank, став в 2013 Saxo-Tinkoff, в сезонах 2014 и 2015 - Tinkoff-Saxo. С 2014 до 2016 команда «Tinkoff» выступала уже под флагом России, и два сезона её лидеры - Альберто Контадор, Петер Саган, Рафал Майка и Майкл Роджерс собирали самые престижные подиумы и призы. После сезона 2016 года команда была распущена.

По-соседски можно болеть за казахстанскую Astana Pro Team или выбрать для поддержки кого-то из велогонщиков персонально, российские спортсмены немногочисленно, но представлены в составах команд про-тура.

С 2013 года профессиональная континентальная лицензия (UCI Professional Continental Team) есть у мужской команды, состоящей только из российских велогонщиков, носящей с 2016 года название «Gazprom-RusVelo».

В элитном дивизионе наши спортсмены пока могут присутствовать в исключительных случаях. Но шансы гоняться с лучшими есть, в 2016 и в 2017 года хкоманда получала приглашение от организаторов Giro d'Italia, своеобразный уайлд-кард. И этим приглашением газовики распорядились на славу, в первой же для команды гранд-многодневке в 2016 году Александр Фолифоров выиграл 15-й этап.

Уже объявлено, что команда «Gazprom-RusVelo» не будет менять свой статус и в следующем сезоне останется про-континентальной. Будем надеяться на приглашения в 2019 году, наши парни на шоссе отнюдь не статисты.

Загрузка...
Новости