Норвежские «астматики» легально принимают допинг. Это действительно так?
Сборные Норвегии по лыжам и биатлону обвиняют в победах за счет препаратов от астмы. #ProstoProSport разбирается в проблеме.
Делайте беспроигрышную ставку с Фонбет!
Суть
Юстина #Ковальчик: Игры в Сочи стали лучшими, на которых я стартовала
— Sovsport.ru (@sovsport) February 25, 2014
После побед норвежских лыжников или биатлонистов на российских спортивных сайтах обязательно появляются комментарии про астму и легальный допинг. Впервые эту тему наши журналисты стали раскручивать в нулевых, когда золотые медали штамповал Уле-Эйнар Бьерндален. В лыжах непримиримым борцом против астматиков была олимпийская чемпионка из Польши Юстина Ковальчик. Она никогда не упускала возможности обвинить свою конкурентку из Норвегии Марит Бьорген в победах за счет постоянных ингаляций.
Со стороны ВАДА никакой серьезной реакции не было до прошлого года. Но в сентябре 2019-го там наконец-то санкционировали исследование о влиянии противоастматических препаратов на результаты спортсменов и заказали его Ульмскому университету. Уже скоро мир должен узнать итоги. Тогда и можно будет сформировать аргументированную позицию по вопросу астмы в спорте. Если, конечно, это исследование будет действительно независимым и корректным. А пока существует два полярных мнения.
Норвежская позиция
Во-первых, важно понимать, что спортивная астма не тождественна хроническому заболеванию дыхательных путей, которым страдают миллионы жителей Земли. Таким людям дорога в большой спорт еще с детства заказана. Астма спортсменов – приобретенный синдром. Проявляется он во время интенсивных физических нагрузок на открытом пространстве. Холодный воздух попадает в бронхи и вызывает их спазмы. Отсюда так много больных лыжников и биатлонистов.
Без нагрузок вне соревновательного периода симптомы отсутствуют. Но перед стартами необходимы специальные препараты, чтобы болезнь не вылезла прямо во время гонки. Если принимать их исключительно в терапевтических дозах, они никак не влияют на результат. По крайней мере, так считает бывший менеджер лыжной сборной Норвегии Видар Лефшус. С ним солидарен и российский спортивный врач Сергей Илюков, а также многие известные спортсмены: та же Бьорген, Тереза Йохауг, Шарлотт Калла и другие.
Аргументы противников
Спасёт ли Вяльбе российский биатлон?
Двукратный бронзовый призёр Олимпийских игр Юлия Белорукова заявила, что не отпустит главного тренера сборной России по лыжным гонкам Елену Вяльбе в биатлон.#biathlon #биатлон #Вяльбе
— Olympic Russia (@Olympic_Russia) May 10, 2018
В России некоторые функционеры, например Елена Вяльбе и Валерий Газзаев, называют противоастматические препараты легальным допингом. Сальбутамол и другие вещества – в списке запрещенных ВАДА, а для их использования нужны терапевтические исключения. В повышенных дозах препараты действуют как анаболические стероиды – способствуют развитию мускулатуры и сжиганию жира. Кроме того, вызывают привыкание. Поэтому нет никакой гарантии, что обладатели ТИ будут делать ингаляции строго в разрешенном объеме.
На превышении допустимой дозы попался Мартин Йонсруд Сундбю. Дело как будто бы пытались замять, и только жесткая позиция ВАДА привела хотя бы к двухмесячной дисквалификации и аннулированию некоторых результатов.
Примерно в то же время случился еще один скандал. Норвежскую федерацию обвинили в намеренном «лечении» препаратами абсолютно здоровых лыжников на юниорском чемпионате мира. В их число попал и нынешняя звезда спринта Йоханнес Клебо. Слухи были не беспочвенными, впоследствии их подтвердили некоторые спортсмены и функционеры. Но никакой реакции на это не последовало.
Из норвежских легенд прошлого в использовании препаратов от астмы подозревались биатлонисты Бьерндален и Тура Бергер, а в лыжах – Петтер Нортуг. Никаких доказательств по ним нет. Разве что фраза бывшего президента IBU Андерса Бессеберга: «Бьерндален не астматик, уже не астматик». Очевидные случаи – Бьорген и Сундбю. Там все легально и по справкам. Самая мутная история с Йохауг. Она признавалась в использовании ингаляторов, при этом, по данным шведских журналистов, диагноза у нее нет. Впрочем, это цветочки по сравнению со стероидами на помаде. Но тут хотя бы более менее адекватное наказание последовало. Победительница нынешнего Тур де Ски пропустила Олимпиаду в Пхенчхане.
Легальные астматики были и в российской сборной. Терапевтическими исключениями пользовались золотой и бронзовый призеры сочинского марафона, лыжники Александр Легков и Илья Черноусов. В биатлонной команде диагноз ставили олимпийскому чемпиону Алексею Волкову и Маргарите Васильевой. Да и в других странах спортсмены с астмой наверняка есть. Только это не афишируется.
Помогают ли препараты от астмы побеждать?
Пока нет никаких данных для такого вывода. Каждый может сам сформировать свои представления на основе слухов и бытовой логики. Автор #ProstoProSport не видит проблемы в легальном использовании препаратов от астмы теми, кому они действительно необходимы, но только при строжайшем контроле со стороны ВАДА за соблюдением терапевтических доз.
В биатлоне Норвегия сильнее России вовсе не за счет фармы. Между скандинавами и нами – колоссальный разрыв в уровне организации, начиная с детского спорта. Там созданы все условия, у нас их просто нет. Над сборной Норвегии не стоит сомнительная структура под названием СБР, куда функционеры приходят для личного обогащения, а не для развития спорта. Комментатор NRK не может устроить травлю Йоханнеса Дале или Ветле Шостада Кристиансена и выдавить их из сборной.
В российских лыжах у руля главной команды – человек, который во многом ошибается, но действительно болеет за свое дело. Поэтому там мы спокойно побеждаем норвежцев. Никакие препараты от астмы, если их сейчас вообще кто-то принимает, не помогают им превзойти Сергея Устюгова и Александра Большунова. А в историях с Йохауг и Бьорген надо копать куда глубже. Может, когда-нибудь их закажут Хайо Зеппельту, и тогда мы узнаем всю правду. В любом случае, на одном сальбутамоле не разовьешь мускулатуру, как у Марит, и не станешь таким сухим и выносливым, как Тереза.
Отзывы